Наш главный враг — лёд

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2016/03/908_d1083.jpg

Как известно, ложась на обратный курс, английские и американские транспорты загружались полезными ископаемыми. Эти грузы ещё называют насыпными, поскольку специальной тары, наподобие больших поддонов, для них не было. В порт их привозили по железной дороге, а до погрузки на суда хранили на открытых площадках.

Северные зимы не скупились на дополнительные испытания для Молотовского порта

 

Эй, ухнем!

Летом с перевалкой проблем не было: набрал — высыпал. А вот зимой уголь для пароходов, руду и другие наименования в судовых коносаментах* перед погрузкой приходилось кирковать. Так в документах называлась операция по ручной разбивке смёрзшихся глыб и курганов. Эта работа отнимала массу времени. В феврале 1942 года кирковка заняла 4810 человекочасов, в марте — 896. И до конца войны никакой альтернативы человеку в телогрейке с ломом в руках придумано не было.

Интересная подробность: первоначально в сводных отчётах по разгрузке-погрузке караванов танки, автомашины и самолёты указывались как «тяжеловесы», а продукты, топливо и военное снаряжение именовалось «разные грузы». Потом всё, что не было габаритной военной техникой, стали разделять на «кипоящичные грузы» и «горючее и смазочное».

 

Снежный аврал…

В литературе, в том числе и в нашей газете, не раз приводились воспоминания ветеранов о разморозке танков и самолётов, скованных льдом во время морских переходов. Не менее масштабными были в порту и работы по очистке причалов, дорог, вагонов, штабелей и палуб от снега.

Так, в январе 1942 года на эти работы было затрачено 36 128 человеко-часов.

Для расчистки от снега привлекали всех, кого только было можно. Помимо колонны № 1154 и строительных батальонов № 595, 583 и 584, которые в большинстве своём были сформированы из заключённых Ягринлага, в архивных документах мы нашли упоминания о выделении людей заводом № 402, Северной железной дорогой, нефтебазой, конторами «Заготзерно», «Стальконструкция», «Гортоп» и пароходом «Пурга» (ГААО, фонд 340, опись 1, дело 3133).

Малейшее промедление в борьбе со снегопадами грозило замедлением всех работ в порту, что было абсолютно недопустимо. Не говоря уже о снижении противопожарной безопасности. Одни только заметённые или зауженные дороги представляли во многом непреодолимое препятствие для портовых огнеборцев. Вот и не приходится удивляться, что расчистка всегда держалась на контроле как в хозяйственных, так и в партийных, вплоть до обкома ВКП(б), органах власти.

 

…и ледовые объятия

Особе внимание обращали зимой на техническую исправность всех элементов портовых конструкций и сооружений. Особенно причалов, чьи деревянные основания, возведённые с огромным трудом, постоянно испытывали большие нагрузки от сковавшего акваторию льда.

Так, 25 февраля 1943 года начальнику Молотовского порта Бирману заместителем начальника Архморпорта Молчановым было указано на немедленное проведение околки свай ото льда по периметру эстакады угольных причалов и закрепление оттяжек механической эстакады по бункеровке угля.

Как докладывал главный инженер архангельской конторы Цуморстроя Елькин, околка не проводилась с момента сдачи в экс-плуатацию (с января 1943 года), что влечёт за собой «вымораживание свайного основания и расстройство головной части и наклонной эстакады бункерной установки».

Срок проведения работ определили до 1 марта, но они так и не были выполнены. Начальник Цуморстроя Аменицкий докладывал начальнику Архморпорта Дикому, что дальнейшее промедление смерти подобно:  свайное основание уже получило значительную деформацию, что грозило выходом из эксплуатации всей бункерной установки (ГААО, фонд 340, опись 1, дело 3238).

По факту неисполнения предписания были запрошены объяснения, но в архиве их нет. Как нет и сведений, чем разрешился инцидент и какое наказание понесли виновные. В том, что оно последовало, сомнений нет:  слишком важное значение для страны имел Молотовский порт, чтобы спускать с рук подобное пренебрежение сохранностью объектов.

*Коносаменты — представляемые судовой администрацией документы на товары, перевозимые на судах загранплавания.

 

Редакция «Северного рабочего» благодарит сотрудников Государственного архива Архангельской области за помощь в подготовке статьи.

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей