Секретный пароль: кюмовцы

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/12/1353_d1082.jpg

Детский морской центр «Североморец» нынче в юбилярах: своё 40-летие празднует весь декабрь, ведь точная дата его основания неизвестна. Сегодня, как и много лет назад, у его штурвала стоит женщина. Последние 15 лет символический корабль влюблённых в море ребят направляет Ольга ЩИПИНА.

Некабинетный директор Ольга Щипина о морской романтике и меняющихся на глазах детях

 

Узелки завяжутся

«Как зачем?» — удивляется моему вопросу Ольга Леонидовна. А поинтересовалась я, пригождаются ли в жизни ребятам те мудрёные узлы, которые их учат здесь вязать. И тут же демонстрирует: нужно бельё, например, развесить — завязываешь верёвку простым штыком. Нужно груз прикрепить — делаешь шкотовый узел: держит на века. Так же и с флажным семафором.

— Говорят, он морально устарел: на кораблях сейчас используют радиосвязь. А обучающимся у нас ребятам он нравится, они с удовольствием участвуют в соревнованиях на знание сигналов. Тут не только мелкая моторика, но и память, и зрительное восприятие развиваются. И потом: отключат свет на корабле — что делать? А наши ребята не растеряются.

Ольга Леонидовна проводит меня по кабинетам центра и с любовью рассказывает о каждом экспонате. Особым волшебством наполнен музей. Среди редких экспонатов здесь боевое оружие 1944 года с Беломорской базы, потёртый глобус созвездий, вычурные гондолы и куклы-испанки, привезённые моряками из дальних странствий… Но по-настоящему глаза Ольги Леонидовны загораются, когда она показываем мне «припаркованную» в кабинете учебную шлюпку «ЯЛ-4». Некабинетный директор (так она называет себя) признаётся: ей больше нравится грести вместе с ребятами в одной шлюпке, ездить с ними на соревнования и радоваться успехам.

 

Мечтать не возбраняется

А началось всё в детстве.

— Я пришла заниматься в Клуб юных моряков 1 февраля 1976 года в качестве курсанта кружка ра-дистов, — вспоминает Ольга Леонидовна. — Мечтала о нём ещё в детстве, когда впервые увидела Чёрное море. В шестом классе выучила азбуку Морзе, писала сочинения о том, чтобы такой клуб у нас появился. И кто-то мою мечту услышал. А с 1 февраля 1978 года я стала работать здесь педагогом дополнительного образования.

— С морской специальностью связать жизнь не хотели?

— Пыталась поступать в училище, но везде писали отказ: женщин на море не брали. Не получилось устроиться и в пароходство в экипаж теплохода. Родители работали на Севмаше, в загранплавания меня не пустили. Но мечта всё равно осуществилась: в 2002 году я окончила Архангельское мореходное училище им. капитана В.И. Воронина, чтобы быть специалистом в том деле, которым руковожу.

— Вы прошли здесь все ступени: были учеником, учителем, а сейчас директор.

— Для меня КЮМ — это мой второй дом, моя вторая семья. Это всё в моей жизни! Я вижу, как меняются ребята, становится более красивым и уютным наше учреждение. Понимаю, что хожу на работу не зря. Да и саму меня общение с ребятами держит в тонусе: педагог должен быть примером.

 

Кадры решают всё

Название «Североморец» бывший КЮМ получил в 2008 году. Но интересно, что даже совсем юные ребята, не заставшие тех времён, до сих пор величают его прежним названием. В нём — история целых поколений, прошедших здесь свою школу жизни.

— Та закалка, которую ребята получают в учреждениях морской направленности, остаётся навсегда, — рассказывает Ольга Леонидовна. — И когда 40 лет спустя они встречаются и говорят, что они кюмовцы, — это звучит как пароль. Перед тобой настоящий, добрый, хороший человек. Самое главное, что ребята здесь общаются и получают тот заряд положительный дружбы, который не всегда есть в другом месте.

Именно поэтому своих детей сюда приводят бывшие выпускники. Да и сами приходят сюда работать: среди таких, например,
Н. Федухин, А. Мысов, гардемарин, а ныне директор Молодёжного центра А. Соколов, С. Хаванов,
А. Яковлева. Сейчас мотористом-рулевым в центре работает выпускник Е. Пузанов.

— А охотно ли идут люди на работу в такое учреждение, есть из кого выбирать?

— Настоящие специалисты — дефицит. С детьми работать может не каждый. Не преподавать и читать лекции, а ходить в походы, организовывать занятия, просто говорить с ребятами. Требуется терпение, чтобы найти подход к каждому ребёнку. А вообще в ДМЦ работает творческий, заинтересованный в общем деле коллектив.

 

Под флагом единым

— Какие изменения произошли в «Североморце» за последние 10—15 лет?

— Во-первых, наше учреждение стало городским центром патриотического воспитания. Сегодня у нас занимаются 740 ребят по нескольким направлениям: военно-патриотическое, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое и физкультурно-спортивное. Раньше были только кружки морской направленности, и посещать их могли ребята с пятого класса. Сейчас разработаны новые программы «Морские умельцы», «Юный маринист», «Юнги» и «Юный моряк» для учащихся с 1-го по 4-й класс. Мы реализуем 11 городских программ для учащихся с 1-го по 11-й класс, чтобы ребята из школ могли познакомиться с нашей работой. Новое направление — центр патриотического воспитания, который объединил работу военно-патриотических клубов города. Их становится всё больше, буквально на днях такой клуб открылся в Ягринской гимназии, в том году — в 21-й школе. Для них разработана городская программа «Под флагом единым». Вместе с патриотическими клубами «Североморец» выступил инициатором создания поста почётных караулов у Вечного огня. В своё время наши ребята участвовали в открытии самого памятного знака ратному подвигу северодвинцев.

— Один из самых интересных ваших проектов — летняя Соловецкая школа юнг. Для самих ребят что значит встреча с легендарными людьми?

— Когда они общаются с ними, меняются на глазах. Ребята видят 80-летних ветеранов, которые до сих пор знают флажный семафор, морское дело и подтянуты. У них друг к другу взаимный интерес. Когда мы расстаёмся, дети плачут на берегу, со слезами на глазах уходят и ветераны. Каждый год верим, что наша встреча с ними состоится.

 

 

Сложных подростков не бывает

— И всё же: такой клуб больше подходит мальчишкам, чем девчонкам.

— Не совсем. Во все времена девчонки очень стремились к морской романтике и хотели занимать различные, подчас муж-ские должности. Много девушек мечтают служить в армии, и здорово, что сейчас нет разделения на мужчин и женщин. Есть разделение на специалистов.

— В «Североморце» есть сложные подростки?

— Есть, но мы не акцентируем на этом внимание. У нас с ними нет проблем: через месяц-два педагоги находят с ребятами общий язык, и они показывают отличные результаты.

— Не теряется морское направление среди разнообразия танцевальных кружков, существующих в городе?

— Конкуренция должна быть — тем интереснее работать. И у ребят есть выбор. Если бы мы хотели жить в своём мирке, мы бы не пропагандировали, например, создание патриотических клубов в других учреждениях. Но я уверена: чем больше будет направлений, тем больше детей в городе найдёт занятие по душе.

***

Очень много  для развития КЮМ сделали первый директор Евгения Анатольевна Дерфель и второй директор Игорь Васильевич  Гузовский.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей