Ирина Мезенцева: «В поисках солнца»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/05/939_d1079.jpg

Психологи утверждают, что при встрече люди в первую очередь обращают внимание на состояние нашей обуви и причёску. И если первую мы выбираем сами, то вторую создаёт парикмахер. Так ли проста эта профессия, как кажется на первый взгляд? Спросим у парикмахера-стилиста Ирины МЕЗЕНЦЕВОЙ.

Лето — время примерять новые образы и обезоруживать своими причёсками

От мэра Беляева до интеллектуала Блинова
— Ирина, как вы пришли в профессию?
— Совершенно случайно. Хотя к моему чувству стиля прислушивались ещё в школе. Устав от активной комсомольской деятельности, решила: сразу после выпуска поступать не буду — отдохну. Чтобы не терять год, пошла с подругой учиться на парикмахера. И влюбилась в профессию: повезло с педагогом! В непростое время мне помогли устроиться в первую частную парикмахерскую в нашем городе, это был кооператив «Комфорт» в заводском доме быта. Там меня окружали профессионалы, у которых было чему поучиться. Сыграло роль и моё стремление получать знания: в профессии я более 20 лет, но продолжаю учиться и сейчас.
— Благодаря чему и стали мастером с именем, которого приглашают проводить семинары по стране и выступать с коллекциями в Италии. Кого из известных личностей приходилось стричь?
— Моим клиентом раньше был мэр Александр Беляев, мог приехать на стрижку на мотоцикле. В Питере стригла Алексея Блинова из «Что? Где? Когда?». Очень давно также работаю с нашим телевидением. Здесь важно понимать: образ в жизни и образ на телевидении — разные вещи.
— Люди «из телевизора» раскрывались по-новому в вашем кресле? Всё-таки привыкаешь видеть их другими.
— Мы начинали работать фактически одновременно. Любопытство их визиты вызывают скорее у других клиентов. Я наблюдала разные ситуации, сама переживала звёздную болезнь. Как только чувствовала, что начинаю заноситься, тормозила себя: пойди поучись.

Подстригся — получи конфету
— Что движет человеком, когда он приходит в салон красоты и хочет сменить причёску?
— Это как покупка в магазине: кто-то просто хочет чего-то новенького попробовать, кто-то приходит, когда кардинально меняется жизнь. Например, девушка готова сменить имидж вплоть до короткой стрижки. Я оцениваю состояние волос, смотрю, как она сидит: этот образ придаст жёсткости, что сейчас ей не надо. Могу, конечно, её подстричь и заработать больше денег, но я этого никогда не буду делать. Человек не останется довольным, если мы не найдём компромисс с его внутренним «я». Желание поменяться нужно уметь направить в нужное русло.
— Психологически с кем сложнее работать — с мужчинами или женщинами?
— Честно говоря, не знаю. Не сказала бы, что мужчины более закрытые. Некоторым важен престиж, поэтому они приходят на обычную стрижку несмотря на то, что ценник у меня выше среднего по городу. Интереснее, конечно, выполнять более сложные, творческие работы.
— А детей к вам приводят? В чём сложность работы с ними?
— Приводят: не все могут усидеть спокойно. Поэтому у меня дети зарабатывают конфеты: для них это своеобразная работа. И даже когда становятся чуть старше, просят поощрения.

Причёску не надеть, как шапку
— Когда клиент приходит впервые, вы сразу чувствуете, какой образ ему подойдёт?
— Со всеми по-разному. Роль играет степень открытости человека. Можно быть великолепным мастером, но нельзя надеть волосы, как шапку: человеку потом с этим жить. Поэтому я должна понять, чем живёт человек, определить его зону комфорта. К тому же один клиент может резко меняться, для другого это будет стресс.
— То есть в каждом случае стремитесь подобрать к клиенту свой ключик?
— Конечно, это задача профессии. Я пришла в неё в достаточно тяжёлые времена, когда ломалась привычная система. Существовали муниципальные парикмахерские, в которых шёл в основном поток: все делали стрижки, как у других. Сейчас понятие моды стало мобильным, на первый план выходит персонификация. Причём касается это даже того, что я должна запомнить, кто из клиентов любит чай, а кто кофе, кто пьёт его с сахаром, а кто — без. Индивидуальный подход ценится даже в мелочах.

Психолог с расчёской
— О чём вы спрашиваете клиента, чтобы раскрыть его?
— Когда приходят за сменой образа, интересуюсь, как человек себя видит. Обращаю внимание на то, как он зашёл в кабинет, на его движения и пластику. Этот взгляд нарабатывается годами. Ведь мы учимся работать не только руками. Хороший парикмахер ещё и психолог, разбирается в психотипах людей. Были ситуации, когда, например, женщина приходила ко мне перед разрывом семьи. А позже благодарила за то, что брак удалось спасли. И не потому, что я её хорошо подстригла: сделав качественно свою работу, я дала ей уверенность в себе. И это помогло.
— Есть темы, которых вы не будете касаться, разговаривая с клиентом?
— Стараюсь обходить темы религии и политики. Хотя получается это не всегда: и Украину обсуждать приходится. В парикмахерской ведь хорошо виден срез настроений города. Телевизор, который стоит у меня в кабинете, стараюсь не включать на Первый канал, где есть новости: человек пришёл отдыхать. Кому-то интересно про меня послушать, кто-то, наоборот, рассказывает о себе всё.
— А если человеку не понравился результат?
— Слава богу, случается это редко. Тут нужно понять, что конкретно не устраивает. Как правило, больше сказываются не умения мастера, а то, что он не до конца услышал клиента.

Клиент не всегда прав
— Часто приходят люди, которые не знают, что хотят получить в итоге?
— Часто. Даже, бывает, одни и те же клиенты, которые в постоянном поиске. Тяжелее всего менять образ человека, который пришёл с тем имиджем, который для него идеален. Как правило, он всё равно возвращается к прежнему образу.
— А когда от человека идёт негативная энергия, вам это передаётся?
— Эмоционально, конечно, тяжело: представляете, сколько через наши руки проходит разных людей? Но на качество работы это не должно влиять. Нужно учиться расслабляться, отстраняться от этого. Хотя были случаи, когда я отказывала людям. Например, блондинка хочет осветлиться. Зная действие препаратов, я объясняю, почему не буду это делать: качество волос ухудшится. Ведь чем дороже это «полотно», тем лучше будет лежать стрижка. Добиться качества этого «полотна» — тоже наша задача. Были ситуации, когда меня не слушали, делали по-своему, а потом приходили восстанавливать волосы. С клиентами нужно быть честными.
— Но ведь и у парикмахеров бывают тяжёлые дни, когда нет настроения?
— Я не имею права переносить это на клиента. Хотя бывают разные ситуации: можно заболеть. Но всегда стараюсь идти навстречу. Был случай, когда я делала причёску невесты с температурой под 40. Заболела утром. Свадьба — событие особое…
Но если это просто стрижка и есть возможность передать клиента другому мастеру, я это сделаю. И тут тоже нужно меня понять.

Мужчина обречён на успех
— Как вы считаете: кто более успешен в профессии — мужчины или женщины?
— Мужчина-парикмахер заранее обречён на успех. Женщина не всегда прислушается к женщине, кто-то больше доверяет именно мужскому взгляду. А некоторые, наоборот, стесняются сидеть в краске перед мужчиной. Это зависит от психотипа.
— А свою голову кому доверяете?
— Сейчас — Сергею Малинину, который недавно приехал к нам из Екатеринбурга. У меня теперь постоянные эксперименты над головой (смеётся).
— А как он оказался в Северодвинске?
— Это мой будущий муж, — улыбается Ирина. — Мы познакомились на одном из семинаров, а потом он переехал сюда. В июле у нас свадьба.
— Не сложно двум парикмахерам в одной семье?
— Мы движемся в одном направлении, это большой плюс. Но и спорить иногда случается. В целом стараемся прислушиваться друг к другу и учиться новому.

На уровне Грозного
— А у вас не было мыслей открыть свой салон в Питере, Москве?
— Ещё когда работала в «Вашем стиле», компаньоны звали в Петербург. Я очень люблю этот город, какое-то время даже трудилась в салоне. Жила в жёстком графике: неделю-две работала там, неделю-две — здесь. Но не уехала в Питер окончательно: поймала себя на мысли, что мне интереснее работать здесь, где можно удовлетворить потребность в творчестве. В большом городе, где конкуренция выше, приходится выживать за счёт классики.
— Специфика Северодвинска накладывает отпечаток на настроение, с которым люди приходят к парикмахеру?
— Конечно. И Сергей, например, сразу это заметил.
— Люди у нас более закрытые, не всегда доверяют мастеру?
— Отчасти. Доступ к интернету тоже влияет: люди читают много лишнего, поверхностного. В Европе, например, работать парикмахером легче, чем у нас. В России люди более дотошны. Бывают такие клиенты, с которыми я чуть не на профессиональном языке разговариваю, потому что они общаются так со мной. Иногда, к сожалению, клиенты оказываются намного грамотнее мастеров. Два года назад я вела семинары по новым технологиям в Грозном, Йошкар-Оле и Северодвинске. В Грозном свой менталитет: война определила некоторое отставание в отрасли. Йошкар-Ола выглядела гораздо продвинутее: там люди ходят на семинары, чувствуется движуха. Стало обидно за Северодвинск: по степени продуманности вопросов мы были на уровне Грозного. Но там ситуация сложившаяся, а наши парикмахеры стали меньше учиться.

Долой стереотипы: в моде эклектика!
— С какими мифами приходится бороться?
— С мифами по использованию продукции, навязанными в том числе и средствами массовой информации. О том, например, что стрижка или чёлка молодит, а длинные волосы старят — всё это индивидуально. Или о том, что органика хороша, но и химические препараты для ухода за волосами важно правильно подобрать. То, что нравится подружке, может не подойти вам.
— Что сейчас актуально в индустрии причёсок?
— Российская мода и европейская отличаются. Но есть общая тенденция — персонификация. Забудьте про табу: даже зрелая женщина может носить причёску, которую раньше носил только подросток. Понятие возраста стало размытым. Идёт смешение техник, в жизнь активно входит уличный стиль. Сейчас бум на цветные волосы, яркие акценты (розовые, зелёные), но актуальными остаются и мягкие блики. Поэтому не надо бояться пробовать, искать себя.
Ещё один момент. Наши женщины больше любят длинные волосы. Выбить из нас это тяжело: русская коса к нам приросла. Хотя в том же Питере молодёжь уже спокойно относится к коротким стрижкам. Потихонечку меняется и тенденция к использованию пепельных оттенков. Был период, когда мы с ними боролись: пепельный цвет придаёт серость коже лица. В природе его нет — натуральнее выглядит лёгкий золотистый пигмент. К тому же серости вокруг хватает, хочется больше солнца!

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей