Анна Торохова и её куклы

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/04/362_d1079.jpg

А их, кукол, у мастерицы — легион. Сарафан — моя вторая одежда. Часто даже не замечаю, что одета не так, как другие, — признаётся Анна. Пинежский сарафан, как, собственно, и все куклы, уютно разместившиеся на полках — не бездушный артефакт, а полноправные хранители мира традиций. К ним северодвинка пришла через фольклор.

В её доме всё наполнено особым теплом и светом. Быть может, потому что создавать народную куклу с плохими мыслями невозможно

Сыновья в своё время стали заниматься в коллективе «Маковки» у Екатерины Зориной. Шили костюмы, плели лапоточки, ездили в экспедиции. А потом увидели выставку кукол каргополь-ской мастерицы Елены Диковой. С тех пор создание народной куклы и стало для Анны Тороховой хобби на многие годы. Сейчас она охотно делится своими знаниями. На одном из таких мастер-классов побывала и журналист «СР».
— Пасха — единственная кукла с красным лицом, — рассказывает мастерица. — Если вы её увидите, сразу узнаете среди других.
Проворно скручиваю вслед за мастерицей трубочку из плотной ткани — основу будущей куклы-столбушки. Сарафан, платок и передник делаю из лоскутов более лёгкой ткани. Закрутку не раз перевязываю красной нитью. Этот цвет издавна считался на Руси самым красивым, а ещё — обереговым. Готовую Пасху подпоясываю по северной традиции — узел делается слева, под сердцем. Осталось только «вложить» ей в руку узелок с воображаемыми куличами и яйцами, которые она несёт освящать в церковь, и прекрасный подарок с пожеланием здоровья готов!
Сейчас народных кукол делают в основном в качестве сувениров, а прежде на Руси они помогали людям осмысливать каждый шаг, участвовали во всех обрядах. Куклы первыми катились на санках с горок, помогали в домашних делах и полевых работах, отсюда и названия для них — благополучница, успешница, многоручка, подорожница, хозяюшка-заботушка, благодать. Их подвешивали над люльками, чтобы зло обошло малыша стороной. Через кукол девушка готовила себя к материнству, обыгрывала все обряды от рождения и свадьбы до похорон. Кстати, взрослые такие игры, которые могли длиться часами, никогда не прерывали. А ещё кукла могла исполнять заветные желания. Для этого ей дарили «подарки» (пришивали к подолу ленточки или бусинки) и прятали подальше от глаз.
— Я верующий человек и не хочу наделять кукол магическими свойствами, но во многом они работают, — рассказывает Анна Торохова. — Летом подарила своей подруге куклу-ведучку на воспитание внуков, а её дочке — куколку на материнство. И скоро у неё, наконец, должен появиться малыш!

Фото Екатерины Курзенёвой

Фото Екатерины Курзенёвой

Видов народных кукол — бесконечное множество. И, занимаясь ими более 20 лет, мастерица не перестаёт открывать для себя что-то новое. Из таких открытий, например, лешуконская кукла-кильчемгорочка, которая делается на щепе, а также вепсская кукла на рогатине из Кижей. Есть в коллекции Анны Тороховой помимо привычных зерновушек и куваток реплика устьянской послевоенной куклы — Дама. Родственники автора этой куклы даже поблагодарили северодвинку, когда увидели выложенное фото поделки в соцсети, ведь благодаря ей Дама получила вторую жизнь.
— А какая из кукол у вас самая любимая? — интересуюсь я.
— Вот эта, сделала её первую — каргопольская жёнка, — признаётся Анна.
И бережно берёт её в руки, словно живую. Радостью при этом начинают светиться глаза не только самой мастерицы. Ведь в то, что она делает с такой заботой, невозможно не влюбиться.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей