MENU

19.02.2015 • Культура

У каждого свой Левиафан

Этот фильм, думаю, успели посмотреть многие. Как на большом экране, так и в сети. Реакцию он вызвал бурную. Ни к чему пересказывать прозвучавшие мнения и целые концепции. Тем более что полемика продолжается по сей день. Разнополярность суждений уже не удивляет — они зависят от воспитания, образованности, разносторонности и мироощущения вкупе с позиционированием своего места в нём каждого индивидуума

Но кинокартину Андрея Звягинцева вряд ли захочется пересмотреть

Кто-то находит в «Левиафане» пророчество духовного возрождения, кто-то — дешёвую лубочную картинку, кто-то видит покушение на основы государственности, а кому-то фильм представляется механическим, но правдивым копированием нашей действительности. Не стоит сбрасывать и такой влияющий на оценку фактор, как текущий экономический кризис.
В той или иной форме все эти точки зрения нашли отражение на ставшей уже традиционной встрече участников киноклуба, что прошла в уютном кафе «Happy End Bar», на втором этаже кинокомплекса «Родина».
Да, оптимизма кинокартина не прибавляет ни на йоту. Перед нами разворачивается хроника нескольких дней жизни обыкновенной семьи из обыкновенного посёлка у чёрта на куличках. Дней, которые стали своеобразным Армагеддоном для нескольких человек, связанных до этого родственными и дружескими узами. Дней, после которых каждый из участников остался сам с собой.
Осуждённый за убийство жены Николай Сергеев на долгих 15 лет уезжает на зону. Погибшая супруга Лиля остаётся наедине с собой в лучшем из миров. Сын, в одночасье оставшийся без отца и матери, предоставлен самому себе. Опекуны не в счёт, ибо поломан главный жизненный стержень, называемый семьёй.
Раньше всех один на один остаётся Дмитрий, армейский друг Николая, ставший адвокатом и приехавший к нему на выручку. Он предал дважды. Сначала был адюльтер с женой попавшего в беду товарища. Затем страх за свою жизнь перед лицом мэра и его присных, несмотря на собранный компромат. Да и сам градоначальник, несмотря на казалось бы одержанную победу по выдворению Николая с земли и обошедшую стороной угрозу разоблачения прошлых делишек, тоже остаётся один. Его пожрала власть, оставив лишь оболочку. А он этого и не заметил.
Буйству мнений не препятствует и тот факт, что режиссёр не показывает нам причин и обстоятельств, приведших к действительно драматичной развязке. Их додумывает сам зритель. И как правило, жалеет главного героя. А может, не нужно этого делать? Может, он заслужил то, что получил? Хотя бы своим бесконечным пьяным загулом. Вот чем точно поставит рекорд «Левиафан», так это количеством выпитого в кадре. Но зачем апеллировать к спиртному как к извечному российскому антидепрессанту? В тяжёлой ситуации нормальный человек мобилизуется, а не распускается. Аналогично и с нецензурщиной. «Он матом не ругается, он матом разговаривает», «Жизнь такая» — примерно такие пассажи в качестве аргумента принять не могу.
В то же время не вижу ничего зазорного и в финальных кадрах фильма — службе в храме, построенном на месте снесённого дома главного героя. Комментировать и искать смысл тут нечего. Храм должен быть у каждого. У кого-то в душе, у кого-то это реальное сакральное место. Воздержусь и от оценок по поводу изображения в картине священнослужителей Русской православной церкви. Во-первых, потому что они сами давно уже дали свои отзывы. Во-вторых, по моему глубокому убеждению, говорить что-то на этот счёт со своей колокольни значит лезть со свиным рылом в калашный ряд.
Единственное, с чем соглашусь безоговорочно, так это с наградами, полученными исполнителями главных ролей — Алексеем Серебряковым, Еленой Лядовой и Романом Мадяновым. И присуждённым оператору Михаилу Кричману главным призом 22-го международного фестиваля искусства кинооператоров. Актёры заслужили награды безупречной игрой, настолько вжившись в образы, что невозможно отделаться от впечатления: перед нами реальные жители посёлка, затерянного на краю миров.
Оператор с командой смог не просто подчеркнуть и усилить натурными планами сюжет картины, но и показать отстранённость природы от страстей человеческих. Тем самым ещё раз донёс до зрителя мелочность суеты нашей жизни. Как бы ни тщился человек, чего бы хорошего или плохого ни достиг, но ему и делам его суждено бесследно кануть в вечность… Значение имеет только одно: куда мы устремляемся, творя земной путь, — вверх, к солнцу, или вниз, в тёмную пучину.
Честно скажу, после просмотра «Левиафана» осталось чувство напрасно потраченного времени. И хотя мне по роду деятельности известно в разы больше неприглядных картин нашего общества, чем другому обывателю, тем не менее я не потерял веру в людей. А потому пересмотрел следом за претендентом на «Оскар» две старые советские ленты — «Дети Дон-Кихота» и «Большая семья». А вот их и вам пересмотреть рекомендую.

Comments are closed.

« »