Профессия – конструктор

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2015/01/105_d1078.jpg

Подлодку построить не малого стоит, а чтобы спроектировать атомоход, судовые комплексы, системы, механизмы, нужны специальная подготовка, производственный опыт, навыки и, может быть, главное — жажда творить. Особенно это верно, когда корабль головной, в своём роде передовой. Такой, как «Северодвинск».

Александр Скорняков о проектировании подлодок, тотальной компьютеризации и полёте творческой мысли

Заместитель главного конструктора Севмаша по подводному кораблестроению по заказам проектного бюро «Малахит» Александр Скорняков в этом глубоко убеждён. Ещё с тех времён, когда был назначен на эту должность. Правда, тогда, в 1991 году, он и его коллеги плотно занимались другим проектом, известным ныне как «Барс».
— «Барсовскую серию» вели полтора десятка лет. Мои лодки — «Волк», «Леопард», «Тигр», «Вепрь», «Гепард»: участвовал в их строительстве. В декабре 2001-го в церемонии поднятия Андреевского флага на «Гепарде» (седьмом, «крайнем», как у нас говорят, заказе) принял участие президент России Владимир Владимирович Путин. Ещё в моём активе поддерживающий ремонт «Пантеры», — вспоминает Александр Петрович. — Что примечательно, до сих пор эти корабли востребованы флотом: одни несут боевую службу в Мировом океане, другие находятся в ремонте.
— Летом прошлого года Севмаш передал Военно-морскому флоту другой ваш корабль, уже проекта «Ясень» — АПЛ «Северодвинск»…
— Перед этим корабелы и военные моряки успешно завершили большой комплекс испытаний корабля. В настоящее время подводники Северного флота эксплуатируют его по полной. Эту уникальную лодку сложно превзойти по скрытности, по вооружению и энергетике, по скорости и манёвренности, она отличается превосходной управляемостью и обнаруживает цели на большой дальности. Конструкторы ПКБ «Севмаш» внесли достойный вклад в её строительство: несколько десятков опытно-конструкторских работ реализованы специалистами нашей группы. Сейчас они задействованы на «Казани», «Новосибирске» и «Красноярске». Когда будут заложены другие «Ясени», возьмутся за них. Пока же главное направление нашего отдела — передача опыта, приобретённого при строительстве и испытаниях «Северодвинска», на серийные лодки.
— Работа заводского конструктора отличается от работы в проектном НИИ и КБ?
— Технический уровень специалистов проектных организаций и ПКБ «Севмаш» в последние годы практически сравнялся. Наши конструкторы, например, свободно работают с компьютерными 3D-моделями, внедряют новые виды программирования. Мы тесно сотрудничаем с коллегами из Петербурга, оказываем друг другу помощь в выпуске проектной, рабочей и плазовотехнической документации. В формате видеоконференции общаемся с главными конструкторами «Малахита».
— В 1970—1980 годах работа конструктора — это кульман, готовальня, если можно так сказать, рукотворные чертежи; в наши дни — компьютерные программы, рассчитывающие всё на свете… А как у ваших младших коллег в связи с тотальной компьютеризацией обстоят дела с творчеством?
— Компьютеризация, электронные модели несколько сдерживают полёт фантазии и мысли. Раньше расчёт делался «вручную» — конструктор поэтапно отслеживал свои действия, в любой момент мог внести изменения. Процесс начинался с того, что человек знакомился с нормативной документацией, выяснял, какие требуются детали, из каких материалов они будут сделаны, хотя и тратил на это уйму времени. Сейчас в компьютер забиты разнообразные модели, шаблоны, колоссальные массивы вспомогательной информации. Остаётся ввести исходные данные, и программа сама рассчитает и даже предложит нужный вид детали. Творчество, конечно, страдает, зато неимоверно повышается производительность труда. Тут уж никуда не деться: каждому времени — своё. Сейчас документация из проектной организации (в нашем случае — из «Малахита») приходит в цифровом, электронном виде, она стала доступнее — в архив ходить не надо. Любой документ можно посмотреть на мониторе. Но «цифра» — это одно, совсем другое, когда документ «живой». Я с большим удовольствием наблюдаю за нашими сотрудниками, которые листают методики строительства и испытаний «Северодвинска», анализируют их. Ни один документ из ПКБ не ушёл в стапельный цех без наших замечаний и предложений. На Севмаше действует электронная система «Меркурий», где производственник может получить ответ на любой технический вопрос. Система отслеживает, какому инженеру этот вопрос задан и как тот ответил. Если очень требуется, обращаемся к проектанту — «Малахит» всегда поможет.
И ещё о сотрудничестве. Сейчас на «Казани» ведётся монтаж оборудования. За размещение приборов и механизмов в отсеках отвечают хозяева помещений — специалисты «Малахита», им помогают наши люди. На следующем «Ясене» — «Новосибирске» — хозяевами будут только сотрудники ПКБ.
Олег КОРОТКОВ

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей