Подлодку построить не малого стоит, а чтобы спроектировать атомоход, судовые комплексы, системы, механизмы, нужны специальная подготовка, производственный опыт, навыки и, может быть, главное — жажда творить. Особенно это верно, когда корабль головной, в своём роде передовой. Такой, как «Северодвинск».
Александр Скорняков о проектировании подлодок, тотальной компьютеризации и полёте творческой мысли
Заместитель главного конструктора Севмаша по подводному кораблестроению по заказам проектного бюро «Малахит» Александр Скорняков в этом глубоко убеждён. Ещё с тех времён, когда был назначен на эту должность. Правда, тогда, в 1991 году, он и его коллеги плотно занимались другим проектом, известным ныне как «Барс».
— «Барсовскую серию» вели полтора десятка лет. Мои лодки — «Волк», «Леопард», «Тигр», «Вепрь», «Гепард»: участвовал в их строительстве. В декабре 2001-го в церемонии поднятия Андреевского флага на «Гепарде» (седьмом, «крайнем», как у нас говорят, заказе) принял участие президент России Владимир Владимирович Путин. Ещё в моём активе поддерживающий ремонт «Пантеры», — вспоминает Александр Петрович. — Что примечательно, до сих пор эти корабли востребованы флотом: одни несут боевую службу в Мировом океане, другие находятся в ремонте.
— Летом прошлого года Севмаш передал Военно-морскому флоту другой ваш корабль, уже проекта «Ясень» — АПЛ «Северодвинск»…
— Перед этим корабелы и военные моряки успешно завершили большой комплекс испытаний корабля. В настоящее время подводники Северного флота эксплуатируют его по полной. Эту уникальную лодку сложно превзойти по скрытности, по вооружению и энергетике, по скорости и манёвренности, она отличается превосходной управляемостью и обнаруживает цели на большой дальности. Конструкторы ПКБ «Севмаш» внесли достойный вклад в её строительство: несколько десятков опытно-конструкторских работ реализованы специалистами нашей группы. Сейчас они задействованы на «Казани», «Новосибирске» и «Красноярске». Когда будут заложены другие «Ясени», возьмутся за них. Пока же главное направление нашего отдела — передача опыта, приобретённого при строительстве и испытаниях «Северодвинска», на серийные лодки.
— Работа заводского конструктора отличается от работы в проектном НИИ и КБ?
— Технический уровень специалистов проектных организаций и ПКБ «Севмаш» в последние годы практически сравнялся. Наши конструкторы, например, свободно работают с компьютерными 3D-моделями, внедряют новые виды программирования. Мы тесно сотрудничаем с коллегами из Петербурга, оказываем друг другу помощь в выпуске проектной, рабочей и плазовотехнической документации. В формате видеоконференции общаемся с главными конструкторами «Малахита».
— В 1970—1980 годах работа конструктора — это кульман, готовальня, если можно так сказать, рукотворные чертежи; в наши дни — компьютерные программы, рассчитывающие всё на свете… А как у ваших младших коллег в связи с тотальной компьютеризацией обстоят дела с творчеством?
— Компьютеризация, электронные модели несколько сдерживают полёт фантазии и мысли. Раньше расчёт делался «вручную» — конструктор поэтапно отслеживал свои действия, в любой момент мог внести изменения. Процесс начинался с того, что человек знакомился с нормативной документацией, выяснял, какие требуются детали, из каких материалов они будут сделаны, хотя и тратил на это уйму времени. Сейчас в компьютер забиты разнообразные модели, шаблоны, колоссальные массивы вспомогательной информации. Остаётся ввести исходные данные, и программа сама рассчитает и даже предложит нужный вид детали. Творчество, конечно, страдает, зато неимоверно повышается производительность труда. Тут уж никуда не деться: каждому времени — своё. Сейчас документация из проектной организации (в нашем случае — из «Малахита») приходит в цифровом, электронном виде, она стала доступнее — в архив ходить не надо. Любой документ можно посмотреть на мониторе. Но «цифра» — это одно, совсем другое, когда документ «живой». Я с большим удовольствием наблюдаю за нашими сотрудниками, которые листают методики строительства и испытаний «Северодвинска», анализируют их. Ни один документ из ПКБ не ушёл в стапельный цех без наших замечаний и предложений. На Севмаше действует электронная система «Меркурий», где производственник может получить ответ на любой технический вопрос. Система отслеживает, какому инженеру этот вопрос задан и как тот ответил. Если очень требуется, обращаемся к проектанту — «Малахит» всегда поможет.
И ещё о сотрудничестве. Сейчас на «Казани» ведётся монтаж оборудования. За размещение приборов и механизмов в отсеках отвечают хозяева помещений — специалисты «Малахита», им помогают наши люди. На следующем «Ясене» — «Новосибирске» — хозяевами будут только сотрудники ПКБ.
Олег КОРОТКОВ