MENU
Председатель комитета по здравоохранению и социальной политике депутат Сергей Эммануилов комментирует представителям СМИ положения закона о социальном обслуживании и повышении зарплат.
Фото Андрея Мирошникова Председатель комитета по здравоохранению и социальной политике депутат Сергей Эммануилов комментирует представителям СМИ положения закона о социальном обслуживании и повышении зарплат. Фото Андрея Мирошникова

28.10.2014 • Политика

Навстречу людям

Разработка нового закона обусловлена принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступит в силу 1 января 2015 года. Наш документ не что иное, как его развитие и экстраполяция на региональном уровне. Сразу отметим: это лишь первые шаги на пути реформы социального обслуживания населения. Причём слова «реформа» бояться не стоит. Никто не собирается сначала сломать старую систему, а потом на её развалинах конструировать новую

Депутаты Архангельского областного Собрания единогласно приняли закон о социальном обслуживании, направленный на повышение эффективности этой сферы услуг

Предстоит поэтапный переход, и он необходим, поскольку сегодня эта часть нашей жизни регулируется законодательными актами, датированными 1995 годом. Они давно устарели. За прошедшее время в социальном обслуживании, будь то образование или медицина, произошли серьёзные изменения, которые не укладываются в существующие нормативные рамки. И требуют новых механизмов регулирования. Плюс необходимо скорректировать работу в этой сфере с учётом подписания Россией ряда международных обязательств. Например, Конвенции о защите прав инвалидов.

Суть проекта
Новый региональный закон прежде всего определяет полномочия областного Собрания депутатов, правительства Архангельской области, исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере социального обслуживания.
Кроме этого, принятый депутатами закон открывает широкую дорогу для работы на этом поприще негосударственных объединений, благотворительных организаций, волонтёров, а также индивидуальных предпринимателей. Плюсы от этого очевидны. Во-первых, человек имеет возможность выбрать, кому доверить заботу о себе. Во-вторых, как отметила директор Архангельского комплексного центра социального обслуживания Елена Надранчук, появятся дополнительные услуги, которые сегодня не предоставляют государственные учреждения. Например, круглосуточные сиделки, работа специалистов в вечернее или ночное время, в выходные и праздничные дни.
В связи с этим применительно к Северодвинску стоит вспомнить работу социального такси: муниципалитет оплачивал фирме услуги по перевозке ветеранов и людей с ограниченными возможностями в больницы и соцучреждения.
Работа на два месяца, оставшихся до вступления в силу обоих головных документов (как на федеральном, так и на региональном уровнях), предстоит гигантская. В обеспечение их функционирования предстоит принять множество других законов и подзаконных актов. В числе последних — утверждение единого реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг, а также перечень предлагаемых услуг.

Для кого закон
— Нам предстоит определить категории людей, нуждающихся в социальной помощи, а также тех, кто будет получать помощь бесплатно, — прокомментировал министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Павел Шевелев. — Новый закон позволит предпринимателям или общественным организациям, оказывающим социальные услуги, получать за них компенсацию из бюджета по тарифам, которые нам также ещё предстоит утвердить.
Одно из ключевых нововведений, по словам председателя комитета по здравоохранению и социальной политике депутата Сергея Эммануилова, заключается в том, чтобы человек, нуждающийся в социальных услугах, не был вырван из привычной среды обитания. Например, в идеале предполагается сделать так, чтобы тот же инвалид или ветеран переезжал в дом-интернат, расположенный за тридевять земель, только в самом крайнем случае. Не секрет, что переезд в казённый дом в немалой степени воспринимается пожилыми людьми как изоляция. Что, в свою очередь, может вызвать депрессию и угасание. Тогда как закон предусматривает, что, наоборот, к человеку будут приходить социальные работники, врачи и другие специалисты. Или по соседству появится частный дом-интернат, в котором навещать своих бабушек и дедушек, а значит, поддерживать в них интерес к жизни можно будет гораздо чаще.
Кроме того, согласно закону, список получателей бесплатных услуг будет расширен. Если раньше такая поддержка оказывалась гражданам, чей среднедушевой доход не превышал одного прожиточного минимума, то теперь эта планка поднята до полутора прожиточных минимумов. Также на бесплатную помощь смогут рассчитывать несовершеннолетние дети и те, кто пострадал в результате межнациональных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.
Социальное обслуживание также будет предоставлено инвалидам и лицам, частично или полностью утратившим способность обслуживать себя, родителям, чей ребёнок испытывает затруднения при социальной адаптации, семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
В целом, концепция нового закона о социальном обслуживании содержит в себе большие возможности для развития рынка социальных услуг в соответствии с современными требованиями. Также это позволит простимулировать конкуренцию, а значит, в итоге повысить качество оказываемой северянам помощи.

А что с зарплатой бюджетников?
Ещё одним направлением социальной политики государства является повышение зарплат бюджетникам. Эта задача была поставлена в 2012 году майским указом президента России № 597. О том, как он выполняется в Архангельской области применительно к врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, соцработникам, работникам образовательных организаций и учреждений культуры, депутатам облсобрания Павел Шевелев рассказал в рамках «Правительственного часа».
По словам Павла Валерьевича, эта работа ведётся в строгом соответствии с задачами, прописанными в так называемых «дорожных картах» соответствующих региональных министерств. Результаты вы можете увидеть в представленной таблице.
Данные свидетельствуют, что в ряде случаев, например, по врачам и среднему медперсоналу, налицо перевыполнение плана.
Акцентируем ваше внимание — данные приведены в среднем числовом выражении. Реальная зарплата тех же педагогов или медсестёр может быть меньше или больше указанной в таблице. Это зависит от того, в какой местности работает человек (в Мезени и на Пинежье районный коэффициент больше, чем в Вельске и Устьянах), трудится он на одну ставку или прибавляет к ней совместительство, какой у него стаж, категория, насколько он ответственен и добросовестен (есть ли вознаграждение в виде премий или иных стимулирующих выплат).
Как отметил Павел Шевелев, нет причин для волнения в тех случаях, когда по некоторым категориям работников наблюдается небольшое отставание от запланированных «дорожными картами» показателей по средней зарплате. Оно незначительно, и министерство уверено, что за оставшиеся до нового года месяцы сумеет выйти на намеченные позиции.
Для повышения заработной платы указанным категориям бюджетников правительством области задействован целый арсенал мер: формирование дополнительных фондов оплаты труда, сокращение не эффективных расходов, создание оптимальных производственных моделей и алгоритмов труда, внедрение энергосберегающих технологий, использование аутсорсинга, изменение структуры учреждений, оптимизация штатной численности, совершенствование системы закупок и так далее. Здесь же уместно сказать и о том, что власть достаточно гибко реагирует на любые изменения, способные так или иначе повлиять на замедление или, наоборот, ускорение роста средней зарплаты. Мониторинг в этой сфере ведется постоянно и на всех уровнях — от профильных министерств до соответствующих подразделений в муниципальных образованиях.
Выслушав министра Шевелева, депутаты рекомендовали региональному правительству принять дополнительные меры — части доведения в 2014 году средней зарплаты педработников дошкольных образовательных организаций до средней зарплаты в сфере общего образования, средней зарплаты младшего медперсонала до 51% от средней зарплаты в Архангельской области. А также обеспечить в 2015 году выполнение в полном объёме показателей по зарплатам всех прозвучавших в докладе категорий бюджетников — ни в коем случае нельзя допустить их снижения.
Столь подробный наказ объясняется просто — уровень оплаты труда бюджетников напрямую влияет на обеспечение школ и детских садов, больниц и поликлиник, профучилищ и музеев квалифицированными кадрами, особенно специалистами в возрасте до 35 лет, на предоставление населению качественной медпомощи, социального обслуживания, получение общедоступного и бесплатного образования различного уровня и направленности, создание и развитие единого культурного пространства области.
Если с зарплатами все так неплохо, то почему не сокращается кадровый дефицит? Кстати, о том же самом поинтересовались у Павла Валерьевича и депутаты. Министр ответил с некоторой долей таинственности, что на этот счёт предусмотрен ряд мер, результаты скоро будут представлены. А его коллега министр здравоохранения Лариса Меньшикова добавила, что зарплата не всегда является определяющим фактором при трудоустройстве. Особенно в сельской местности. Людям не менее важна транспортная доступность и прочая инфраструктура, а также наличие возможностей для досуга. Но это уже другая история.

СОЦИАЛЬНЫЙ СРЕЗ РЕГИОНА
54 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ оказывают сегодня в Архангельской области социальные услуги.
ОКОЛО 4 000 ЧЕЛОВЕК проживают в стационарных учреждениях.
БОЛЕЕ 40 000 СЕВЕРЯН нуждаются в разных формах социального обслуживания.

Comments are closed.

« »