Жизнь после шиномонтажа

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/09/957_d1076.jpg

Если бы автомобильные покрышки могли думать, они бы наверняка мучились вопросом: «Есть ли жизнь после шиномонтажа?». Продолжая фантасмагорию, можно предположить, что судьба покрышки незавидна: на свалку. Пылиться и гнить много лет. Ну разве что самым везучим посчастливится стать украшением на клумбе, может быть, даже резным лебедем... Но с недавних пор у несчастных отработанных покрышек появилась высокая перспектива послужить людям в новом качестве: у нас в области открылось предприятие, перерабатывающее покрышки в резиновую крошку. Занимается такой переработкой ООО «ЭКОПРОЕКТ».

В области началась вторичная переработка автомобильных покрышек

Хорошо забытое старое
— Резиновая крошка — очень полезное вторсырье, — рассказывает исполнительный директор ООО «ЭКОПРОЕКТ» Алексей ЛИСНИЧЕНКО. — Из неё можно производить травмобезопасные покрытия для спортивных и детских площадок, пандусы для подъема инвалидных колясок, более мелкие фракции крошки могут входить в состав клеев. Не говоря уже о том, что переработка в крошку позволяет миновать стадию, когда покрышка многие десятилетия разлагается на свалке и загрязняет окружающую среду.

Фото Елены Лещёвой

Фото Елены Лещёвой

— Вижу, вас очень вдохновляет возможность дать отработанной вещи второй шанс…
— А как иначе? Хорошая фраза есть: отходы — это полезные вещи, которые оказались не в то время не в том месте. Вот мы и занимаемся тем, что ищем пользу для вторсырья.
Надо отметить, что «ЭКОПРОЕКТ» далеко не первопроходцы на этой стезе. Несколько предприятий подступались к теме переработки автомобильных покрышек. Так, в конце 90-х компания «Вторсырьё» по экологической норвежской программе занялась этим вопросом, получила большой кредит, но, увы, очень быстро обанкротилась. Та же участь постигла и другие предприятия. Причина банальна: вложения в этот вид производства очень внушительны, а вот прибыль невелика и порой вообще сомнительна. Экологические проекты — не тот вид бизнеса, который способен озолотить предпринимателя, ну по крайней мере у нас в стране.
Чтобы не быть голословной, приведу цифры. Из пяти существующих у нас в области перерабатывающих предприятий два уже разорились. «ЭКОПРОЕКТ» закупил оборудование почти на 30 миллионов. «Отбить» вложения будет возможно не раньше, чем через пять-семь лет.
— Вы не боитесь, что вас постигнет участь ваших коллег? Благие цели подразумевают альтруизм, а благотворительность в бизнесе — вещь опасная.
— Мы не боимся, — отвечает Алексей. — Переработка покрышек — не единственное направление деятельности нашего предприятия. Нам есть чем подстраховаться. На сегодняшний момент у ООО «ЭКОПРОЕКТ» одна из самых «широких» лицензий по обращению с опасными отходами, перечень разрешённых к обращению отходов включает 176 позиций.
По ряду позиций мы предоставляем уникальные услуги предприятиям и организациям области. Например, по утилизации карбидного ила. Кроме того, уже лет пять мы занимаемся проектной деятельностью: разрабатываем документацию в области промышленной безопасности, ГО и ЧС, то есть пишем паспорта безопасности, планы защищённости критически важных объектов и прочее. И потом выдумываем потихоньку.
Вот совместно с Автодором сейчас разрабатываем проект световых опор для освещения пешеходных переходов на трассе. Такая световая опора будет работать за счёт энергии ветра и солнца… Или вот специализированные полозья для доставки крупногабаритного оборудования на алмазные месторождения соорудили недавно.

Гильотина, шрёдер и другие
Вернемся к покрышкам. Путь к созданию уникального и полезного производства был тернист. Несмотря на то, что фирма северодвинская, светлые головы, запустившие экологические идеи в жизнь, тоже северодвинцы, сам цех по переработке располагается далеко за пределами города — на территории бывшего гидролизного завода в Архангельске.
Алексей разводит руками: не смогли договориться с местными чиновниками о выделении предприятию места. Ну да ладно, машины заработали наконец, и дело пошло.
Кстати о машинах. Оборудование «ЭКОПРОЕКТ» использует отечественное, спроектированное в Новосибирске. Попав на линию, покрышка проходит более 15 операций. Начинается с извлечения металлокорда, который идет в металлолом.
— Мы не должны допускать, чтоб такие ценные отходы пропадали. Металлолом идёт на переплавку.
Обработанный корд становится похож на мелкий металлический пушок — эта получившаяся масса используется для укрепления состава бетона. Есть легенда, что бункер Гитлера был сделан именно из бетона, усиленного металлической крошкой.
Освобожденная от корда покрышка поступает в прибор, называемый гильотина, и там рубится на несколько частей. Следующая машина измельчает эти части, и вот эта масса уже поступает в машину под названием шрёдер. Там-то она окончательно измельчается, гранулируется, распадается на наиболее мелкие фракции.
— В зависимости от величины фракции резина имеет различные физико-химические свойства, — объясняет исполнительный директор. — Самая мелкая, меньше 1 мм, может идти на заводы резиновых изделий как восстановитель. Более крупная идёт на изготовление резиновых покрытий.

Перспективы
По сути, этот небольшой цех может обеспечить работой множество мелких производств — потребителей резиновой крошки. Одни могут заниматься бесшовным спортивным покрытием, другие ориентироваться на детские площадки, третьи — на производство резиновых ступеней…
Менее радужные перспективы открываются перед самим процессом получения сырья. По идее, каждое предприятие обязано по экологическим нормам правильно утилизировать все свои отходы, в том числе и использованные покрышки. Но предприятия ленивы. Наверное, им не хочется платить тому, кто приедет за их покрышками, чтобы дать им вторую жизнь…
Елена ЛЕЩЁВА

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей