Форпост веры на Двине

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/09/745_d1076.jpg

О том, что несколько жителей города корабелов регулярно ездят на службы в храм, который расположен не то что за пределами города, а вообще посреди Северной Двины на острове, с удивлением узнала на днях. У кого-то друзья-родственники — островитяне, у кого-то, как у Анны, история личного счастья: в храме на далёком острове они венчались с мужем, и с тех пор оба постоянно ездят именно туда, часто их сопровождает и сынишка. «Там неописуемая благодать», — улыбается Анна. Ну как не посмотреть, что это за чудо-остров и что на нём за чудо-храм?

Островная церковь Вознесения, куда стремятся северодвинцы

Андрианов остров
Это название острова, что раскинулся в дельте Северной Двины, тоже чудесное, из старины. На острове расположено село Вознесение Приморского района Архангельской области.
Живут в селе около 500 человек, но сейчас эта цифра стремится к увеличению: на острове всё больше домов приобретают состоятельные архангелогородцы. Пользуют их на манер дачи. Зимой и в весенне-осеннюю распутицу здесь, конечно, не особо комфортно, всё- таки остров… Но летом просто рай. Да и большая земля в досягаемости — на остров и обратно регулярно ходит теплоход (от Пригородной пристани из Архангельска и от посёлка Цигломень со стороны Северодвинска). Ну а местные жители переправляются туда-сюда на своих юрких моторках.
Когда мы с коллегами сошли с теплохода и оказались на острове, меня охватило поразительное ощущение — дежавю, хотя так далеко в глубь провинции точно никогда не забиралась. Но было какое-то настойчивое воспоминание о чём-то исконно русском, родном, очень далёком, чего я, городская неженка, никогда и не знала наяву, но это очень хорошо знает моя душа.
Вот взять хотя бы местный сельмаг. Таких деревянных бесхитростных магазинчиков по всей России-матушке не сосчитать. А он такой родной, и в нём продают свой, из местной пекарни, вкуснейший хлеб. Этот хлебушек обязательно увозят с собой все гости острова, да не по одной буханке.
Или Вознесенская школа — старейшая в области, ей уже 170 лет! Большое кирпичное здание, разделённое на две части: по дореволюционным стандартам в одной части располагался детский сад, воспитанники которого со временем переходили в школу, здесь же, под одной крышей, не испытывая стресса. Сейчас садик пустует, но в школе занятия идут. Более того, на окнах стоят новенькие стеклопакеты, на крыше модная спутниковая тарелка. Никто из педколлектива не сбежал с острова, а многие архангелогородцы отдают своих детей сюда, так как в небольших классах (всего-то по пять человек) к каждому ребёнку индивидуальный подход. Это ли не признак элитарного учебного заведения?

От поругания до возрождения
Но самая главная достопримечательность острова — конечно же, белокаменный храм Вознесения Господня…
Даже без традиционных православных куполов храм выглядит величественно и мощно, как корабль. Возникают ассоциации с библейским Ноевым ковчегом. До революции он и впрямь был белоснежной жемчужиной острова. На церковные праздники сюда съезжались люди из ближайших деревень, приплывали на лодках с соседних островов. Количество людей, поющих на клиросе, в церковном хоре доходило до 60 человек. Представляете, как звучали в их исполнении псалмы и песнопения?
В первый раз приход упоминается в Двинском летописце в 1419 году. Из грамот на построение церквей, хранившихся в церковном архиве, следует, что нынешнему каменному храму, который был возведён в 1786—1807 годах, предшествовали пять деревянных.
Главной красой храма была белоснежная колокольня. Самый большой её колокол весил 163 пуда! Увы, во времена безбожия колокольня была разрушена до основания. Вместо куполов на храме появилась плоская крыша, под которой расположился клуб. Ещё до недавнего времени на втором этаже располагались ряды кресел. Один из старожилов села Василий Власов помнит, как бегал сюда смотреть индийское кино. Однако освящённое место как могло противилось поруганию.
Когда на месте церковного кладбища возводили танцплощадку, очевидцы слышали тяжкий стон будто из-под земли. Впрочем, это всё можно списать на выдумки. Однако ещё одно подтверждение того, что сама земля острова пыталась напомнить людям о поруганной вере, я видела собственными глазами и делюсь этим с вами, читатели. Там, где новая власть установила танцплощадку «на костях», неожиданно вырос тополь в виде креста.

Знаменитое дерево-крест. Фото Елены Лещёвой

Знаменитое дерево-крест.
Фото Елены Лещёвой

Век тополиный недолог, одна из ветвей надломилась от старости, но и сейчас очертания креста чётко просматриваются. Были и другие знамения. Например, проявляющиеся лики с фрески: её регулярно заштукатуривали, но лики проступали снова…
Возрождение православной жизни на острове началось совсем недавно, в конце девяностых, когда окормляющим священником был назначен протоиерей Владимир (Воронцов). Тот самый, который сейчас служит настоятелем самого красивого храма у нас в Северодвинске — в честь иконы Владимирской Божией Матери. После его перевода богослужения вёл иеромонах Киприан, а потом они вовсе прекратились, пока не появился на острове новый молодой священник — батюшка Николай (Ткачук).

Боевой батюшка
Немногочисленные прихожане с огромной любовью говорят о своём пастыре.
— Батюшка у нас молодец, подвижник, — рассказывает северодвинка Анна. — Когда начинается разлив реки, он с семьей приезжает из Талаг постоянно жить на острове, в полупоходных условиях.
По словам островитян, батюшка сам лично по кирпичикам разбирал кладки, уродовавшие нижний придел храма, участвовал в ремонте и даже в создании царских врат при алтаре.
— Ну я только молился, — улыбается отец Николай. — А врата — это работа местного умельца. Да и к походным условиям я человек привычный.
Дело в том, что батюшка Николай потомственный военный, прошедший две горячие точки. Но не ужасы войны сподвигли его на поиски веры, хотя всем известно, что на войне атеистов не бывает.
— У меня родился первый ребенок, и я так переволновался, что здоровье серьёзно пошатнулось, — делится воспоминаниями священник. — В какой-то момент увидел себя со стороны и понял, что мне хана. И вдруг услышал голос: «Молись». Уверен, что это был голос ангела-хранителя. А как молиться? Первое, что пришло на ум: «Господи, помилуй!». Самое простое и самое верное. И я почувствовал, как возвращаюсь к жизни.
Возвращаться будущий батюшка стал и к вере:
— Моя церковная жизнь началась на Соловецком подворье, туда ходили мои друзья, там были духовные наставники. К решению стать священником в семье отнеслись настороженно. У нас был род военных: дед Михаил погиб в Великую Отечественную войну, дед Максим воевал в бригаде Григория Котовского. Вот отец и надеялся, что я сделаю карьеру офицера. И очень долго не одобрял моего решения. Только перед самой смертью он всё-таки сказал, что рад, что я стал священником. Меня эти его слова очень согрели…

Нашими молитвами
Но даже в нынешнем своем служении боевой батюшка не забывает, откуда он пришел в храм. В проповеди с амвона он с болью вспоминает о войне на Украине, одобрительно отзывается об ополченцах, с большим уважением говорит об отряде спецназа «Русь», где проходил службу, да и вообще о русских солдатах:
— Русские самые лучшие в мире воины, это признают даже наши противники. Что с американцев взять? Они даже за хлебом ездят на БТР под прикрытием снайперов. А русские — витязи. С душой…
Многое хочется рассказать ещё об этом удивительном батюшке. Например, о том, как в Крещение при большом скоплении людей он один из толпы увидел, что окунувшегося в иордань человека затаскивает течением под лёд. В мгновение ока, как был в церковном облачении, он прыгнул в воду и спас утопающего. И потом остаток службы так и провёл в мокрой одежде, тут же покрывшейся корочкой льда на морозе.
Как сам едва не погиб, пересекая замёрзшую Двину на джипе. Когда в подтаявшей колее машина начала заваливаться, сидящая в салоне матушка с малышом на руках с молчаливого согласия отца Николая была готова выбросить из окна своё чадо, лишь бы спасти ему жизнь и не дать утонуть вместе с родителями. И вновь помогла молитва.
С молитвой потихоньку восстанавливается и старинный храм Вознесения. Однако состояние его ещё далеко от первоначального облика: самая большая забота прихода на текущий момент — восстановить гниющую крышу и верхнюю часть стен, из которой выпадает кирпичная кладка. Но отец Николай не унывает:
— Как только начались регулярные службы, жизнь на острове изменилась. Все стали добрее, прекратились склоки, все стали друг с другом здороваться, улыбаться. Помогают кто чем может.

Прихожанка Анна регулярно приезжает в храм из Северодвинска. Фото Елены Лещёвой

Прихожанка Анна регулярно приезжает в храм из Северодвинска.
Фото Елены Лещёвой

Немного смутившись, задаю терзающий меня вопрос:
— Батюшка, вот у вас прекрасная семья, детки мал мала меньше, матушка красавица. Что вы почувствовали, когда вас назначили настоятелем столь удаленного храма, да ещё и в таком плачевном состоянии? В условиях, при которых приходится постоянно себя в чём-то ограничивать, да и просто рисковать жизнью…
— Радость почувствовал, — просто отвечает священник. — И сейчас чувствую огромную радость. Этот храм как форпост православия. Пока мы здесь служим — враг не пройдёт.

С верой в будущее
На восстановление храма Вознесения Господня необходимы средства. Если у вас есть возможность помочь приходу, настоятель храма всегда готов откликнуться на ваш звонок по телефону 8-911-550-4199.

Елена ЛЕЩЁВА

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив записей