Как дела в нашем «государстве»?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/06/1265_d1068.jpg

С него начинает она свой рабочий день, обращаясь к докторам, которые лечат её подопечных.

Это главный вопрос Елены Селивёрстовой, специалиста по социальной работе детской больницы

Когда мы с Леной шли по коридору 3-го педиатрического отделения стационара, группа малышей, играя, бросили нам под ноги мячик. Лена легонько подцепила его, подала. Детвора восприняла это как сигнал: пухленький карапуз оторвался от компании, уцепился за белый халат моей спутницы, прижался. Она его потрепала по щёчке: «Ну-ка, скажи, как зовут тебя?» — «Воля». «А я Ася», — подскочила девочка постарше, в платье с лилово-розовыми воланами.
Уловив моё пристальное внимание к ним, Елена с улыбкой пояснила, что у этих ребятишек всё в порядке, они из детского дома, адаптированы к хорошим условиям. У её же подопечных случаи иные, когда болезнь усугубляется проблемами в семье. А это уже тревожное явление, и ребёнку требуется помощь не только врачебная.
Вот тут и вступает в свою роль она, старший специалист по социальной работе Елена Селивёрстова, которую, как я слышала, коллеги называют лицом больницы.
Только Елена Геннадьевна попросила меня сразу: «Не подчёркивайте мою значимость. Ведь я работаю не одна, а в команде. Это врачи, медицинские сёстры всех отделений больницы, а также специалисты по социальной работе четырёх поликлиник, входящих в состав нашего
медучреждения, все мы тесно сотрудничаем с работниками межведомственного уровня. Вот такая большая связка.
— Как вы пришли в свою профессию?
— Окончила медицинское училище, распределилась в больницу, в отделение раннего возраста медсестрой и двенадцать лет, как говорится, не сходила с места. Затем поступила в СМГУ на факультет социальной работы. В этой должности я уже тринадцать лет.
— Что подвигло вас к смене специализации?
— Я почувствовала свой потенциал. Привыкла находиться в окружении маленьких пациентов, их родителей, помогать им. Но работа медсестры казалась мне локальной.
И она всё чаще стала задумываться: почему не каждому ребёнку дана безмятежность, отпущенная самой природой? Ответ на вопрос был прост и ясен: все токи он получает от мамы и папы. А если родители сами оказались в беде, неблагополучны, остались без работы, не справляются со своими обязанностями, ведут аморальный образ жизни и им не до детей? Такие размышления и предопределили дальнейшие шаги Елены Селивёрстовой. И в этом она нашла большую поддержку со стороны главного врача Г.К. Кузьминой.
Социальная работа в больнице начала развиваться в 2002 году на базе амбулаторно-поликлинической службы, а ещё через шесть лет в каждой детской поликлинике и стационаре появились свои специалисты, которые взяли на себя моральную ответственность за ребячьи судьбы.
— Всегда ли вы довольны результатами своей работы?
— По-разному бывает. Но этот процесс укладывается не в один день, не в одну неделю. Требуются месяцы, а иногда и не один год. Мы как садовники, которые, прежде чем увидеть плоды, должны кропотливо потрудиться.
Елена Геннадьевна говорит, что иногда приходится начинать с воспитания
«ростков». Это когда в детскую больницу на период второго выхаживания новорождённого поступает незрелая и часто неблагополучная мамочка, которая по сути сама ещё ребёнок 16—17-летнего возраста.
— Врачи направляют женщину ко мне, и я должна с ней наладить общение, узнать, чем она живёт, кто её родители, сможет ли она организовать быт для малыша, какая помощь требуется в первую очередь. Не исключается материальная, скажем по линии Красного Креста — продуктами, одеждой. А иногда мы и сами собираем, работники нашей больницы очень отзывчивы. Важно подсказать подопечной, помочь адаптироваться в новой роли мамочки. После выписки из стационара такие мамы попадают под наблюдение педиатра и социальных работников поликлиники. Устанавливается настоящий патронаж.

Елена Геннадьевна рассказывает, что каждый день в больницу поступают малыши, оказавшиеся в беде. Например, заболела мама, ребёнок остался без ухода. Голодный, испуганный, в слезах.
У другого ребёнка родители в очередной раз пьяные, с ними малышу опасно оставаться дома. А кого-то не забрали из детского сада, дверь квартиры на замке, мамы нет.
Как правило, в таких случаях соседи, посторонние люди или воспитатели вызывают «скорую», полицию.
Старший специалист показывает журнал, в котором она ведёт учёт описанных выше историй. Например, в марте инспектор полиции доставил в больницу пятилетнего мальчика. Дома находился один, кругом антисанитария. Аналогичная ситуация зафиксирована в середине апреля: из одной семьи в больницу поступили сразу двое малышей. В мае сюда попали три ребёнка, оставшиеся без надзора…

Таких ребятишек помещают на социальные койки, где, если не выявлено какого-то заболевания, можно пребывать от трёх до десяти дней, пока на межведомственном уровне не будет принято решение о передаче ребёнка в семью или в соцучреждения города. Работа с родителями в этот период самая интенсивная. При нарушении здоровья ребёнка, конечно же, в первую очередь проводится лечение. В любом случае первым с малышом встречается врач.
А знакомство социального специалиста с подопечным начинается с картины, которую опишет ему доктор. Ну а дальше уже всё будет зависеть от самой Елены Геннадьевны. Она должна пробудить доверие юной душеньки: то есть пожалеть, обогреть, приголубить, приласкать, посидеть рядышком, что-то подарить, дать в руки блокнот, карандаш — пусть отвлечётся, привыкнет, порисует. А потом уж разговаривать…Так же умело подыскивает Елена Селивёрстова тропинки и к родителям, которым она помогает увидеть клубок их проблем и распутать его.
— Мы проживаем с семьёй всю её историю. Между родителями и попавшими в непростую жизненную ситуацию их ребятишками мы выступаем посредниками, находясь то с краешка, то в середине. Наша задача не разлучать детей с самыми близкими им людьми (этот вариант приемлем совсем уж в безнадёжных случаях), а наоборот, соединять. Ибо знаем не понаслышке, что маленькому человечку ближе не чужая ласковая тётя с конфеткой в руке, а родная мамочка, даже если не очень заботливая.
Я спрашиваю Елену, приходилось ли ей испытывать усталость, чувство разочарования в работе, которая отнимает столько душевных затрат. В ответ она прочитала такие строки:
Кто такой социальный работник?
Кто ответит на этот вопрос?
Это тот, кто чужие заботы
На себя возлагает всерьёз,
Это тот, кто всегда поможет,
Кто пройти мимо боли не сможет…
И добавила уже прозой, что на работе она, наверное, как любой человек, иногда устаёт. Но ни разу ещё не пожалела о своём выборе: «Мы нужны людям».

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архив записей