Не стареют «движком» ветераны

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/05/140_d1068.jpg

Увидел и не поверил своим глазам: по улице Профсоюзной бодро, с характерным стакатто хорошо отлаженного мотора ехал знаменитый «Запорожец»! Кипельно-белый. Лучи майского солнца скользили по бокам ЗАЗ-968М, хромированные детали кузова отбрасывали в сторону яркие «зайчики».

Белоснежный «Запорожец» — раритет советского автопрома и долгожитель северодвинских дорог

«Запорожец». Четырёхколёсный малыш, не похожий ни на один автомобиль мира. Самый что ни на есть народный автомобиль. Как в Германии «Фольксваген Жук». Герой многих анекдотов и актёр множества лент отечественного кинематографа. Автолегенда СССР.
Не мог не познакомиться с владельцем этого раритета. За рулём «Запорожца» с ещё чёрными госномерами сидел Виктор Николаевич Мельников. Водитель с почти полувековым стажем (с 1965 года), шофёр-профессионал, отработавший не один десяток лет в автоколонне № 1700. Днём он управлял тяжёлыми грузовиками, а потом пересаживался, как он говорит, на свою «подводную лодку» и…
По домашним делам, на дачу, в лес на охоту, по Архангельской и Мурманской областям, по Карелии, по Золотому кольцу России, по дорогам всей Восточно-Европейской равнины проехал его «Запорожец». Уверенно держа крейсерскую скорость в 70—80 километров в час. Она и сейчас такая. А максимум, который однажды легко и непринуждённо выдал его 40-сильный двигатель, — 110 км/час! Помещались в машине всё и вся: жена, дети, немудрёный, но объёмный скарб.
Это вторая и последняя машина Виктора Николаевича. Первый тоже был «Запорожец». Он был куплен с рук в 1976 году. Не менее культовый «ушастый». Виктор Мельников полностью перебрал его, покрасил в только появившейся на станции техобслуживания камере. И продал. Не понравилось, как работает «сердце» машины, показалось слабым. А когда появился ЗАЗ-968М, Виктор Мельников понял, что этот автомобиль — именно то, что нужно. И в 1982 году его мечта осуществилась.
Нынче невозможно представить, что в 80-е годы XX века в стране победившего социализма нельзя было просто пойти и купить машину. Годами люди стояли в очередях, копили деньги несколькими семьями. Виктора Николаевича выручил отец — ветеран-инвалид Великой Отечественной войны, вернувшийся домой без руки. Таким, как он, государство в виде льготы предоставляло автомобили по отдельному списку. Вот и получилось, что «Запорожец» стал не только другом и помощником, но и памятью об отце.
Ещё одной ниточкой, навсегда соединившей два поколения и машину, стала охота с гончими собаками. Отец увлёк этим промыслом сына, и по сей день Виктор Мельников бросает в салон ружьё, усаживает собаку и выезжает в лес.
Со дня покупки прошло 32 года. Но время невластно над машиной, получившей в народе за характерные обводы кузова почётное прозвище «мыльница». Ухоженная, опрятная, с большими глазами-фарами, она будто вчера сошла с конвейера. Отмечу, никакого особого секрета её долголетия нет. «Запорожец» ездит по городу корабелов и вдаль по трассе М-8 к друзьям хозяина круглый год. Ограничение одно — когда зимой температура опускается ниже 10 градусов, машина встаёт на прикол. Дело в том, что замерзают «кулаки» передней, рычажно-торсионной подвески, амортизация сходит на нет. В остальном, как рассказал нам Виктор Николаевич, машина надёжная и не подводила ни разу. Кстати, уникальная проходимость «Запорожца», которой позавидуют сегодня куда более навороченные и породистые внедорожники, не вымысел. В этом Виктор Мельников убедился сам:
— Заночевали у друга на даче под Архангельском, а наутро выпал снег. Мокрый, плотный и по глубине покрова на штык от лопаты. А до асфальта три километра по разбитой, перевитой колеями грунтовке. Кругом бело, все ориентиры — где какой ухаб — скрыты. А ехать надо, работа ждать не будет. Вот я сел и как топнул на второй передаче, говоря про себя: «Только бы ты меня вынес». Вынес, не подвёл.
Сохранность и техсостояние малолитражки потрясающие — цвет, панель приборов, салон, колёсные диски, зеркала и хром так и остались после схода с конвейера. Виктор Николаевич следит за машиной, как за родным дитятей. Ему достаточно завести её и проехать несколько метров, чтобы на слух определить состояние узлов и агрегатов. Малейшее изменение поведения — и готов диагноз. А потом начинается лечение. Благо, ещё с прежних времён припасены кое-какие запчасти, кузовное «железо» есть в продаже, а расходники, те же резинки, хоть и не чета советским по качеству, но выбирать, увы, не из чего. Есть и заветный автомагазин. Все ремонтные работы Виктор Мельников выполняет сам — опыта не занимать. Внесены им и некоторые усовершенствования в конструкцию. Например, в систему отопления.
Самая большая беда — противогололёдные реагенты. Как сказал Виктор Николаевич, этот состав просто кошмар, он буквально съедает машину. И ладно бы прогрызал днище, пороги или арки колёс — то, что к дороге ближе, так ведь и воздухозаборники на задних стойках (ещё одно ноу-хау), что в метре над землёй, несмотря на тщательную грунтовку и окраску, становятся лёгкой добычей дорожной химии. Вот и сейчас, закончив неотложные дела на даче, Виктор Мельников снова полезет под машину — бороться с последствиями зимней эксплуатации.
А потом в Архангельск, на День ВМФ, укрепив на «Запорожце» флаг, под сенью которого прошла срочная служба на большом противолодочном корабле «Смышлёный». И снова крошка-автомобиль и его хозяин окажутся в центре внимания публики. Оно и понятно — такая верность и забота (а Виктор Николаевич отклонил не одно предложение о продаже) заслуживают самой высокой оценки и уважения.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей