Фильтрационное дело № 6615

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2014/05/172_d1066.jpg

1945 год. Вместе с воин-скими эшелонами в СССР пошли составы, в которых возвращались домой выжившие узники гитлеровских концлагерей и те, кто, совершив побег из плена, снова взял оружие в руки и продолжил борьбу с врагом в составе отрядов Сопротивления. Одним из них был Иван Третьяков.

Иван Третьяков — командир партизанского отряда во французском Сопротивлении

История подвига этого человека хранится в архиве регионального управления ФСБ России по Архангельской области в тонкой картонной папке, озаглавленной «Фильтрационное дело № 6615». Такие дела на основании постановления Государственного комитета обороны № 207 от 27 декабря 1941 года заводились НКВД на каждого репатрианта.
Впрочем, вряд ли могло быть иначе, ведь вместе с истощёнными голодом и холодом, болезнями и непосильным трудом, издевательствами и чудовищными экспериментами людьми в Россию устремились иностранные агенты. Не будем наивными: никакие союзнические обязательства и договоры никогда не мешали разведке играть по своим правилам. Даже целое соревнование развернулось между нами и союзниками за обладание архивами и списками агентуры абвера и СД.
Да и что могло быть более удачной легендой для внедрения, чем вытатуированный на руке номер и лагерная роба? Немало было и тех, кто, служа немцам, творил зверства над мирным населением, затем убежал на Запад вместе с хозяевами, а после краха рейха пытался пробраться обратно под чужой личиной.
Каждого возвращающегося из фашистской неволи проверяли. И нередко не один раз. До окончания проверки граждане находились в фильтрационных лагерях. Они могли быть как в советской зоне оккупации, так и на территории СССР. Ивана Третьякова первый раз «просветили» в лагере города Франкфурт-на-Одере. Потом допросы в Новочеркасске, по окончании которых в феврале 1946 года в его деле была поставлена точка. Резолюция гласила: «Третьякова передать в постоянные кадры промышленности».
Что означают эти строки, куда потом поехал бывший партизанский командир, ещё предстоит выяснить. Но факт нахождения его фильтрационного дела в архиве РУФСБ по Архангельской области даёт основания выдвинуть версию о том, что он работал и жил где-то у нас. Потому и было запрошено из Ростовской области его дело. Люди старшего поколения помнят, как спустя десятилетия после войны приходилось отвечать на вопрос анкеты: «Были или нет ваши родственники в плену?».
Что же рассказал о себе, о том, как попал в плен и стал командиром партизанского отряда во Франции, Иван Третьяков? Синие чернила на пожелтевших страницах официальных бланков НКВД зафиксировали его слова:

«4 июля 1942 года попал в плен в Севастополе. При этапировании в Херсон в начале сентября 1942 года бежал, жил в деревне Бешуэли Биюконларского района. 24 ноября 1942 года при облаве был забран и угнан в город Шахтопьен (на границе с Францией), откуда 3 марта 1944 года бежал во Францию, скрывался в лесах, где собрал отряд и влился в партизанский отряд, действовавший на территории Франции. 1 октября 1944 года партизанский отряд соединился с американскими войсками».
Сегодня известны и другие подробности истории этого не сломленного духом комсомольца. Иван Третьяков родился 18 апреля 1923 года в Керчи, проживал в селе Желябово Крымской области. Закончил семь классов, выучился на шофёра. В РККА был призван 25 августа 1941 года, служил рядовым краснофлотцем в легендарной 8-й бригаде морской пехоты, сыгравшей одну из ключевых ролей в героической обороне Севастополя. Исходя из даты пленения, Третьяков был одним из последних защитников города, сражавшихся на мысе Херсонес и до конца выполнивших свой воинский долг.
В фашистской неволе был заключённым концлагеря № 326, работал на шахтах. Его отряд, точнее группа, после побега насчитывала шесть человек. Влившись в ряды французского Сопротивления, выполнял вместе со своими бойцами, выделенными в отдельный отряд имени Котовского, диверсионные акты.
25 октября 1944 года Французская миссия по репатриации направила весь отряд на сборный пункт города Сан-Мишель, где закончилась его боевая работа. В январе 1945-го Третьяков вместе с другими русскими партизанами переведён в лагерь советских граждан.
Выясняя судьбу Ивана Третьякова в мирной, послевоенной жизни, редакция отправила запрос и получила на него ответ. Руководитель творческого объединения юных журналистов «Родник» Нижнегорского ЦДЮТ (Крым) Мустафа Арифов пишет: «У нас в Желябовке проживают родные брат и сестра Ивана Третьякова, единственные, кто остался в живых. Дядя Лёня, брат Ивана, рассказал мне, что он умер в Симферополе осенью 1996 года в возрасте 73 лет. Третьяков десять лет работал в автоколонне № 2002 водителем и часто бывал в командировках в Желябовке. По рассказу дяди Лёни, его брат после возвращения из Франции попал в трудармию и работал у вас на Севере. Затем вернулся в Крым, работал в Симферополе».

Благодарим за помощь в подготовке статьи пресс-службу РУФСБ России по Архангельской области.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей