«Северный Рейд»: курсом стабильного развития

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2013/11/353_d1046.jpg

Северодвинск — город, который вырос вокруг завода. И сейчас, когда мы говорим «градообразующие предприятия», в памяти всплывают Севмаш, «Звёздочка», «Арктика»... Но все отчего-то забывают «Северный Рейд» — завод, который создавался и начинал свою работу как специализированное предприятие по ремонту и комплексной наладке радиоэлектронных систем кораблей Военно-морского флота. Еще несколько лет назад «Северный Рейд» был на слуху, однако не благодаря своим заслугам — говорили о развале предприятия, рейдерском захвате питерским концерном, банкротстве и чехарде директоров. Слухи постепенно сошли на нет, но что осталось? Говорят, даже некоторые высокопоставленные чиновники городской администрации сейчас не знают, жив ли «Северный Рейд», чем занимается и где находится. Что уж говорить о простых северодвинцах.

Живое и уникальное
Между тем слухи о гибели предприятия оказались несостоятельными. «Северный Рейд» не только жив, но и активно развивается, вышел из кризиса и движется курсом на стабильный рост.
«Северный Рейд», в состав которого путём слияния вошёл завод «Полярная звезда», — предприятие уникальное, оно было спроектировано и построено уже с позиций нового времени, последним в Советском Союзе.
Все цеха и блоки под одной крышей, в любую точку завода можно попасть, как говорится, не замочив ног. Просторные помещения были рассчитаны на 7,5 тысячи рабочих, но завод так и не успел выйти на свою проектную мощность. В советское время не успел, а после не было необходимости.
Согласитесь, было бы глупо просто так растерять заложенный изначально огромный потенциал. Но почему же тогда современный завод с огромными возможностями и перспективами попал в ситуацию, когда речь зашла о закрытии, ликвидации, банкротстве?

Штормовое время перемен
Вопрос полемический и спорный. Думается, что Севмаш, «Звёздочка», «Арктика», которые на определённом этапе вошли в состав ОСК — серьёзной госструктуры, оказались обеспечены поддержкой, помощью и загрузкой. В команде было легче выживать. «Северный Рейд» же по ряду причин оказался предприятием «без крыши», сам по себе, один на один на этом рынке, одиноким кораблём в штормовом море без поддержки. Учитывая, сколько предприятий оборонки рушилось в тот период, это неудивительно. Сейчас можно долго рассуждать, почему так случилось: виной ошибки руководства, слишком сильная конкуренция или что-то ещё?
Главное, что предприятие проиграло, осталось без заказов. Началась чехарда директоров и коррупционных скандалов. По городу поползли явно подогреваемые кем-то слухи, что питерский конкурент — концерн «Океанприбор» хочет поглотить и утопить наш «Северный Рейд». А ведь завод и сам тогда шёл ко дну: единственным заказчиком-кормильцем осталась «Звёздочка», но объём заказов был невелик, сыграла роль и общая финансовая нестабильность. Бесконечные кредиты и долги стали началом конца.

Кризис в цифрах
Как стало известно из достоверных источников на предприятии, кредиты тогда брали даже на зарплату. Предприятие судорожно искало загрузку в совершенно новых и непрофильных направлениях: домостроение, лодочные моторы, светодиодная техника, стекольное производство. Делалось всё в спешке, были допущены ошибки, как итог — все направления оказались убыточными и усугубили и без того сложнейшую ситуацию. В итоге к 2012 году получилась такая картина: у предприятия не было достаточной загрузки для выживания, зато имелся кредитный долг, который превышал экономическую программу нескольких лет. Завод «проедал» сам себя. При этом численность управленческого аппарата в несколько раз превышала количество рабочих. Для сведения: если в 2011 году при общей численности 911 человек было 326 основных производственных рабочих (коэффициент соотношения 0,35), то в 2013 году основных рабочих на предприятии — 300, а весь коллектив — 750 человек (коэффициент 0,4).
Завод перевели на повременную оплату, то есть не важно, стоял ты у станка или в домино играл весь день, — своё получишь. Люди разучились работать, но за зарплатой приходили. А на неё постоянно приходилось брать кредиты. Каждый месяц приносил миллионные убытки. «Северный Рейд» вошёл в крутое пике, из которого вывести предприятие казалось уже нереальным….

Спасительный «Океанприбор»?
Вхождение в питерский концерн оказалось именно спасением предприятия. В этом уверен нынешний директор «Северного Рейда» Андрей Чурсанов. И время доказывает эту истину.
Завод не распродали, не закрыли, не уничтожили, как предсказывали многие еще пару лет назад. Напротив, «у руля» был поставлен грамотный управленец, провели реструктуризацию: были ликвидированы непрофильные направления, сокращён управленченский аппарат, а рабочие переведены на другие участки производства.
«Океанприбор» загрузил наше предприятие работой — разместил на площадях «Северного Рейда» изготовление новых гидроакустических комплексов для всех серий подводных лодок. Сравните: в 2011 году портфель заказов составлял 530 млн. рублей, в 2012 г. — 605 млн., а в нынешнем вырос до 1 миллиарда 100 миллионов рублей! Северо-двинский завод получил работу по специальности, серийную и на многие годы вперёд. А еще — государственную безвозмездную субсидию в многие сотни миллионов рублей, за счёт которой были погашены все долги «Северного Рейда» перед банками, Пенсионным фондом, соцстрахом и так далее.
Кто-то может напомнить: именно когда наш завод вошёл в «Океанприбор», была начата процедура банкротства. Да, всё так, но сейчас уже можно с уверенностью говорить, что этот шаг был продуманным, грамотным и своевременным. Введение внешнего управления помогло защитить счета и финансовые потоки от объективных и справедливых притязаний кредиторов…

У новой черты
Когда субсидия покрыла все долги, тянувшие предприятие вниз, «Северный Рейд» встал у новой стартовой черты. Обнуление долгов — ещё не динамика. Но шанс был дан. Утопающего вытащили и сказали: или плыви сам, или…
В Северодвинске выбрали первое «или». Тем более что завод оказался загружен заказами. Главное, что поменяли, — перешли на сдельную оплату труда. Коллектив встретил это нововведение в штыки, людей пришлось убеждать, что «сделка» — угроза только для лентяев, все остальные от неё не только не потеряют, но могут и выиграть. Через некоторое время анализ показал, что до половины рабочих не выполняют нормы. Кто-то ушёл сам, остальные подтянулись, сейчас не дотягивающих до нормы единицы, а есть такие «стахановцы», кто даёт и 200, и 400 процентов выработки. При той же численности рабочих объёмы производства с февраля по ноябрь 2013 года возросли на 76 процентов.
Навели порядок в экономическом секторе, провели большую кампанию по пересмотру цен, приведение их в соответствие с реальными затратами, которые несёт предприятие. В период кризиса контракты заключались по ценам пятилетней давности, что изначально делало работу предприятия убыточной. Многие годы завод работал отнюдь не на плюс, например в 2011 году убыток составлял 141 млн. рублей. Сейчас все контракты рентабельны, предприятие работает с прибылью, неко-гда утерянный авторитет «Северного Рейда» перед заказчиками растёт, с нашим заводом вновь начинают считаться.

Не хватает рук
Сейчас «Северный Рейд» обеспечен заказами до 2020 года! Даже больше — завод перегружен. Главная проблема — кадры.
«Северный Рейд» остро нуждается в производственных рабочих, технологах, экономистах… Люди нужны практически по всем специальностям. Конечно, предприятию трудно тягаться с городскими гигантами — «Звёздочкой» и Севмашем, рабочие и ИТР в первую очередь идут туда. Но завод ищет свои варианты. Один из них — перспективное обучение: для «Северного Рейда» набираются группы в профтехучилищах, идёт работа с ИСМАРТ. Студенты 4—5-го курсов уже могут подрабатывать, и их охотно берут в «Северном Рейде». После защиты диплома им не придётся искать работу — здесь их ждёт и место, и хорошие оклады. Не секрет, что на других заводах у молодёжи не много перспектив для карьерного роста. «Северный Рейд» выдерживает другую политику: приток «свежей инициативной крови» даёт интересные, нестандартные решения, а значит, 25—26-летние кадры уже могут возглавлять отделы и бюро. Здесь это норма.
Немаловажный вопрос — зарплата. «Северный Рейд» постепенно идёт к тому, чтобы выравняться по этому показателю с другими градообразующими предприятиями. В течение года повышение прошло дважды: в феврале установлена поощрительная выплата в размере 10 процентов, а с 1 сентября увеличена зарплата для рабочих на 10 процентов и на восемь — для ИТР. Причём на это повышение никаких кредитов брать не пришлось — заработали сами, и менее чем за полгода. В перспективе ещё одно повышение — по итогам 2013-го. Для сравнения: в 2012 г. средняя зарплата была 26 тыс. рублей, сейчас — 29700. На следующий год по планам — не менее 32 тыс. рублей.

Большое рождается в мелочах
Многие удивлялись, когда новый директор «Северного Рейда» Андрей Чурсанов распоряжался возродить Доску почёта, запустить лифты, отключенные некогда в целях экономии, отремонтировать туалеты, навести порядок на территории, убрать хлам, который годами пылился в коридорах, закупить новую фирменную робу с символикой завода, заменить вывеску на входе… Мол, у завода такие глобальные проблемы, а он о красоте и удобстве заботится. Мол, не до жиру…
Но ведь большое начинается с мелочей, и возрождение былого уважения к заводу каждый работник должен начать с себя. А значит, предприятие должно быть чистым и ухоженным, чтобы туда хотелось идти работать, хотелось привести детей, чтоб показать, где трудятся родители.
Казалось бы, какая разница, как рабочие обедают. Но нет, от обеда зависит настрой на работу, а потому столовая «Северного Рейда» продолжает работать, пусть и на дотациях, и снабжать работников вкусным горячим питанием за очень символическую плату.
Уже возрождён совет ветеранов, создан совет молодых специалистов. В ближайшем будущем и другие проекты: планируется возобновить программы софинансирования путёвок для отдыха работников предприятия, решается вопрос о системе беспроцентных субсидий для работников на покупку жилья, обзаведение хозяйством, будет работать пресс-служба, создаваться собственная газета и сайт.
Из масштабных перспектив — глобальное техперевооружение с участием в многомиллиардной федеральной программе. Уже в 2013 году «Северный Рейд» получил оборудование и открыл новый участок с таким оснащением, которого нет на Северо-Западе, начаты работы по полной модернизации гальванического производства, замена устаревшего станочного парка.

Для тех, кто всё еще сомневается и питается слухами, повторимся: «Северный Рейд» жив, развивается и наращивает обороты. Для тех, кто не знает, где завод находится, сообщаем адрес:
пр. Победы, 1. А тех, кто предприятие успел «похоронить», разочаруем: «Северный Рейд» никуда не уйдёт. Это предприятие нужно стране, флоту и Северодвинску!

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей