На какой бы спектакль пойти в Москве? В поисках я наткнулась на близкое, родное — постановку по сказкам Писахова. Позвонила подруге, тоже бывшей северодвинке: «Идём на Писахова?» — «Конечно! Интересно же посмотреть, что москвичи сделали с нашим Писаховым».
Без хороводов и песен, а с массой намёков и смыслов
И волшебник не прилетит
И вот мы в Московском театре кукол (это у метро «Бауманская») на спектакле «Морожены сказки». Мы уже прочитали на сайте, где покупали билеты онлайн, что сказки будут рассказывать полярники: «Действие спектакля разворачивается за Полярным кругом, в стране вечного льда, где замерзают герои затерянной экспедиции. Они шутят, балагурят и нещадно врут, описывая быт и нравы своего родного Архангельского края… Герои «Мороженых сказок» будто соревнуются, чья небылица смешнее, и с каждой небылицей сцена заново оживает, а солнечные персонажи сказок Степана Григорьевича Писахова врываются в загадочный мир вечного холода». Что ж, люди в ожидании помощи травят байки, сами себя веселят. Потом прилетит аэроплан, полярников спасут, и будет всем счастье.
У нас в Архангельске и Северодвинске спектакли по писаховским сказкам не ставил только ленивый. И всякий раз это было что-то весёлое, с хороводами, песнями и плясками. Но тут мы увидели совсем другого Писахова!
Трое в белом борются с холодным ветром. Им мерещатся полуптицы, полуженщины — морены. В славянской мифологии Морена — божество зимы и смерти. Загадочным моренам, проводницам в иной мир, и рассказывают парни сказки (в основе спектакля произведения Писахова «Не любо — не слушай», «Морожены песни», «Баня в море» и «Апельсин»). Морены слушают, слушают да и исчезают. Жёлтый апельсин над снегами оказывается солнцем, не способным согреть. Падает снег. И не появляется никакой спаситель: ни волшебник в голубом вертолёте, ни ненец на нартах…
Спектакль рассчитан на подростков и взрослых (категория 12+). В нём много историко-политических намёков. Лагерные сторожевые вышки (ими же усеяна карта Архангельской области на обложке программки), на которых сидят вроде бы черти — а нет, волки, да нет же, это — люди в сером. Бурый медведь — лицо азиатской национальности (хотя вывалялся в муке, хотел за белого сойти). Пингвины — неужели с пейсами? И так далее.
После просмотра удалось поговорить с художником-постановщиком Натальей Мишиной (между прочим, лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска»). То, что она нам рассказала, удивило. Спектакль-то нам понравился! Очень. Но мы не поняли и половины смыслов, в него вложенных. Оказывается, именно морены решали, жить или не жить полярникам. Погрешишь против правды — не выживешь.
С нами были дети 11 лет. Одна девочка жила в Северодвинске и с творчеством Писахова знакома. Вторая услышала о нём впервые. Она и членов экспедиции называла моряками — слова «полярник» не знала. И ей спектакль понравился. И другие дети в зале смотрели внимательно, не отвлекаясь… Значит, им было интересно.
В тех жутких краях…
Я попросила пресс-секретаря Московского театра кукол Анну Деникину побеседовать с режиссёром-постановщиком «Мороженых сказок» Натальей Пахомовой и узнать, почему она остановила свой выбор на сказках Писахова.
Режиссёр рассказала, что тему спектакля предложила художник Наталья Мишина, которой творчество Писахова было интересно со времён учёбы в институте. И режиссёру, и художнику хотелось создать нечто неожиданное. Писатель жил в трудные годы и неизбежно видел реалии эпохи, когда и освоение Арктики шло, и вершились репрессии. Потому и фоном для баек-небылиц становится суровая (во всех смыслах) реальность советского Севера.
Герои спектакля — обобщённый образ первооткрывателей. Да, экспедиция не увенчалась успехом, но это не умаляет их подвиг. В программке читаем: «На каждого знаменитого исследователя, вроде Колумба, приходится тот, кто исчез в бескрайнем океане, затерялся в пустыне, замёрз во льдах». И всё же, «движимые высокой целью, новые экспедиции отправляются в путь. Вернутся ли они в родные края или встретят прекрасную Морену и останутся с ней, чтобы рассказывать ей сказки?».
Вот такой вот Писахов. А вы говорите — балаган.
отзывы из интернета
•Очень красивый и захватывающий спектакль… Завывания ветра, переходящие в мелодичное пение. Яркие образы, рождённые бесцветной ледяной пустыней. Спектакль, где не важно — о чём, а важно — как. Здесь, в сущности, нет сюжета.
•В представлении участвуют и люди, и куклы. Из-за этого создаётся ощущение присутствия в сказке — о тяжёлой, даже невыносимой жизни в холодных краях. Там людям холодно, а они выдумывают себе согревающие истории про изобилие. Ушли с сочувствием к тем сильным людям, которые живут и пытаются радоваться в тех жутких краях.
•Это сложная, красивая, но вместе с тем мрачноватая смесь аллегорий, гротесков, намёков, метафор и прочих художественных приёмов. Спектакль будет интересен людям, разбирающимся в театральном искусстве и любителям экспериментов.
Книга сказок Писахова была куплена на следующий же день. Невероятное, самобытное северное слово, живая русская душа, дух предков в голосе талантливейшего рассказчика — всё, что присуще драгоценной русской сказке, в них есть. Но они совершенно особенные. Они хотят, чтобы вы слушали и думали. Спасибо театру за потрясающее открытие»