— Чтобы получилась хорошая скрипка, нужно влюбиться в неё, в её форму, её звук, — убеждён мастер, который вот уже три года делает скрипки. — Мне инструмент этот всегда нравился, в молодости я даже купил себе скрипку.
Пётр Никитин осваивает технологию создания этого инструмента
А сегодня он сам их собирает, изучая уроки в интернете и читая книги. Много для понимания работы дают фильмы о скрипичных мастерах, даже художественные ленты. Особенно впечатлил Петра Ивановича сериал «Визит к Минотавру» 1987 года, историческая часть которого рассказывает о работе Страдивари и его учителя Амати (роли исполнили С. Шакуров и Р. Плятт).
Об особенностях создания королевы музыки Пётр Никитин может рассказывать долго и интересно, потому что многое он понял на собственном опыте, пройдя путь «ошибок трудных». И сегодня, задумываясь о том, что сложнее всего в скрипке, он не даёт однозначного ответа.
— Вот, к примеру, возьмём толщину материала. Чуть больше слой дерева — и звук уже низкий, чуть тоньше — и есть опасность, что инструмент быстро прохудится, — делится мастер. — Порода дерева тоже важна: сосна по сравнению с берёзой, например, более мягкая, и звук от неё отражается хуже, поглощается, а значит, использовать её для нижней деки (нижней стороны скрипки) нельзя. Идеальный материал для этой части конструкции — клён, но найти его в нашем городе нереально, поэтому я решил заменить клён берёзой. А вот на верхнюю деку (верхнюю часть скрипки) нашёл необходимую для неё ель. Именно это дерево даёт правильный резонанс, благодаря которому скрипка поёт. Да и дерево для этого нежного инструмента должно быть непростое — сухое, прямослойное.
Такое мастер нашёл в деревне в старом доме, который был пущен под снос. Пётр Иванович съездил в небольшую экспедицию и привёз изрядный запас хорошего материала. Часть его уже пущена в работу — уже готовы головки для четырёх скрипок: с изящными завитками, выточенными вручную, с деревянными колками (крепления для струн, с помощью которых они натягиваются), покрытые разного оттенка лаком. Предстоит работа над корпусом, грифом, установкой струн.
Профессиональных инструментов для изготовления скрипки у мастера нет, но он, плотник по образованию и художник в душе (кстати, Пётр Иванович и картины пишет), мастерит их сам. Например, с помощью нагревательного прибора, установленного на деревянную подставку, он гнёт дерево на обечайки (боковые части инструмента).
Пока изучал технологию изготовления скрипки, поправил и старую выброшенную гитару. Сегодня она живёт своей второй творческой жизнью, и Пётр Иванович сам может сыграть на ней мелодию Бориса Гребенщикова «Под небом голубым…» — выучил ту, что особенно понравилась. Но главное дело для него сегодня — это скрипка.
Увлечение инструментом передалось и внучке Петра Ивановича. Сейчас Настя обучается в музыкальной школе по классу скрипки. Как только её приняли на отделение оркестровых инструментов и она взяла в руки скрипку, чтобы играть, Пётр Иванович тоже взял в руки скрипку — чтобы сделать такую же, но свою.
— Я хочу сделать лёгкую скрипку, не по весу, а по звуку, — улыбается Пётр Иванович. — Чтобы звуки, которые берёшь на инструменте, хорошо отзывались. И если правильно собрать всю конструкцию, выдержать толщину, материалы, то этого можно добиться.
Так пусть же зазвучит ваша скрипка, Пётр Иванович!