До недавнего времени головной болью инспекторов ГИБДД и сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних были скутеры. Выезжая на них на дорогу, юные водители напрочь игнорировали правила движения и становились участниками ДТП. На смену этому увлечению подростков пришло другое — возиться в гараже со старыми автомобилями и давать друг другу покататься.
Опасная мода грозит подросткам проблемами в будущем
Увлечение с последствием
Так, 14 августа в 21.10 инспектор ГИБДД остановил ВАЗ-21093, за рулём которого находился 15-летний подросток. Водитель не только не имел прав на управление — он был в состоянии алкогольного опьянения (прошёл освидетельствование в присутствии матери). Парень просто ушёл гулять из дома в 11 часов, встретился со своим 20-летним другом, вместе выпили. Доехав до кафе, тот предложил порулить своим автомобилем. А подросток не отказался.
В результате его поставили на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних, а машину отправили на платную стоянку, где она будет стоять, пока её не заберут родители, уплатив за услугу охраны. И такая судьба ждёт все задержанные транспортные средства под управлением подростков.
Тревожная тенденция, отмечают в полиции, пошла с середины 2015 года. За восемь месяцев текущего года, например, за рулём задержали 32 подростка.
— Цифра для города достаточно большая, и это нас очень тревожит, — не скрывает опасений начальник отделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по г. Северодвинску подполковник полиции Оксана Краснова.
Некоторые из горе-водителей ещё не достигли уровня привлечения к ответственности — 16 лет. Но наказание последует. Оно ложится на плечи и кошелёк родителей (в том числе за повреждённые вещи), а сам нарушитель ставится на учёт в ПДН. Информация направляется в учебное заведение (школа, техникум) и органы системы профилактики. На определённые специальности такому кандидату уже не поступить. Чтобы перечеркнуть будущее, хватит одного случая.
От тюрьмы не зарекайся
К чему такая строгость, понятно не всем. Сесть за руль, не имея права управления (а даётся оно по достижении 18 лет), — уже правонарушение. Нередко к нему добавляются и другие: непристёгнутый ремень, проезд на красный свет, превышение скорости, повреждение дорожных знаков, отсутствие регистрационных знаков и страховки, алкогольное опьянение (таких случаев в этом году было шесть).
Сумма штрафов у некоторых несовершеннолетних нарушителей достигала 30 тысяч рублей. Однако доходит с первого раза не до всех. Так, Д. и Г. полицейские останавливали дважды, а А. вообще четыре раза.
И грань между административным правонарушением и уголовным преступлением перейти очень просто, что уже доказал один из них. За увлечением авто последовало желание искать комплектующие в чужих машинах. Естественно, без спроса владельцев. Сейчас на 16-летнего юношу заведено уголовное дело. Он также привлечён к ответственности за применение насилия в отношении представителя власти: в июле на требование остановиться провёз сотрудника ПДН на капоте 50 метров. В том же месяце он скрылся с места ДТП.
— К таким правонарушениям склонны те, над кем утрачен контроль со стороны родителей, — считает Оксана Николаевна. — Есть случаи, когда родители попросту не знают, чем занимается их ребёнок. Он спокойно приходит и уходит из дома по ночам, живёт своей жизнью.
Что самое интересное, на папиных машинах из задержанных в этом году рулили всего двое. Остальные купили транспорт самостоятельно или взяли у друга. Откуда деньги, спросите вы? Как поясняют сами подростки, часть средств им дарят на дни рождения, что-то копят сами. Ведь купить автохлам сегодня можно по бросовой цене — в пределах десяти тысяч рублей. Другой вопрос: чем думают те, кто продаёт его детям?
— Чаще всего такие сделки проводят без документов, поэтому и «письма счастья» за зафиксированные камерой нарушения приходят потом прежнему владельцу, — рассказывает инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД Арина Прунь.
Нередко ребята покупают машины и друг у друга, на учёт их не ставят. Ездят в основном на «ВАЗах», поэтому всем нарядам дано указание вести за ними особый контроль. Но и подаренный папой старенький «БМВ» приметят, если водитель явно недотягивает до 18.
— Если горожане хотят, чтобы их дети были живы и здоровы, нужно остановить эту тенденцию, — призывают сотрудники ГИБДД и ОПДН.
Родителям для этого нужно вести контроль за детьми (не только проблемными), интересоваться, чем они занимаются и с кем встречаются, школам — внимательнее относиться к ученикам и их семьям, а продавцам автохлама — думать, чем чреваты сделки с подростками.
КТО В ВОДИТЕЛЯХ
Из 32 выявленных за рулём подростков в 2016 году:
17-летних — 14, 16-летних — 10, 15-летних — 8.
НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО!
Касается решение этой проблемы не только родителей, но и прохожих, которые могут стать свидетелями вождения машины несовершеннолетним.
Сообщайте об этом в дежурную часть полиции по тел. 56-15-59, 56-05-58 или 02.