Единственный «живой» участник полярных конвоев и арктических боевых операций времён Великой Отечественной войны — ледокол «Красин» — сейчас находится на вечной стоянке в Санкт-Петербурге и работает в качестве музея. Мне посчастливилось подняться на борт этого судна и заглянуть во многие его уголки — даже в машинное отделение и капитанскую каюту. В следующем году 31 марта минует сто лет со дня поднятия Андреевского флага на ледоколе. А уже этим летом нас ждут мероприятия, посвящённые 75-летию прихода первого союзного конвоя «Дервиш» в порт Архангельска. Но обо всём по порядку...
За десятилетия плаваний ледокол «Красин» вписал в свой бортовой журнал много исторических событий
Опасным маршрутом
Во время тяжелейшей для нашей страны войны, когда сухопутные границы России были полностью блокированы, необходимые грузы доставляли в Советский Союз по воде. В рамках операции с кодовым названием «Дервиш» транспорты привозили вооружение, промышленные и продовольственные товары для армии и тыла по ленд-лизу.
В июле 1941 года поставки военных грузов имели жизненно важное значение, и ледокол «Красин» неоднократно проводил арктические конвои по Северному морскому пути. Самым важным караваном, который был проведён благодаря «Красину», стал конвой PQ-15 из 26 транспортов — крупнейший из всех конвоев за годы войны.
И лишь спустя десятилетия после Победы, в 1991 году, ледокол «Красин» встал на вечную стоянку в Санкт-Петербурге, на набережной Лейтенанта Шмидта.
Гость города корабелов
Суда конвоев на Севере разгружались в Молотовске, Архангельске и Мурманске. Так, 21 июня 1942 года «Красин» пришёл из Мурманска в Молотовск на довооружение. На заводе № 402 он был превращён в один из наиболее оснащённых ледоколов и направлен в Управление Беломорскими ледовыми операциями для участия в полярной навигации.
На «Красине» установили шесть 50-калиберных трёхдюймовых орудий: две пушки на носовой палубе у надстройки по обоим бортам, две — на специальных площадках по бортам в районе кормовой трубы, две — в корме с линейно-возвышенным расположением. А уже 29 июля конвой, в составе которого был и «Красин», вышел с Молотовского рейда в Арктику.
По словам экскурсовода музея-ледокола Маргариты Емелиной, вероятно, в то время работать на «Красине» могли и молотовчане. Вахтенные журналы за эти годы хранятся во Владивостоке, поэтому неясно, заходил ли «Красин» в Молотовск после лета 1942 года (по маршрутам навигаций это не прослеживается).
Он один такой
«Красин» в своём роде уникальное судно. Он и ледокол-воин, и ледокол-труженик, и ледокол-спасатель, и единственный в мире сохранившийся самоходный плавающий ледокол-музей. Он даже совершил два вынужденных кругосветных путешествия и в своё время первым обнаружил и спас экипаж дирижабля «Италия» полярной экспедиции Умберто Нобиле (к слову, именно эта спасательная операция принесла судну всемирную славу).
Кроме того, «Красин» — единственный ледокол, награждённый орденом Трудового Красного Знамени, и его именем названы пять географических объектов на карте мира.
Сейчас сотрудники музея отмечают, что «Красин» ещё может выйти на большую воду, в теории. Но для этого, безусловно, нужны большие финансовые вложения на ремонт судна. Поэтому его стоянку на набережной и называют вечной.
Всем гудок!
Архангельская область помнит огромную роль арктических конвоев в истории и роль «Красина». Этим летом, в 75-летие со дня прихода первого конвоя в порт Архангельска, в Поморье пройдёт всероссийская акция «Приветствие ледоколу «Красину» — участнику союзных конвоев». Ледоколы, находящиеся на разных флотах, в определённое время поприветствуют «Красина» звуковым сигналом. Это станет памятью всем судам, участвовавшим в союзных конвоях.
***
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Всего с марта 1941 года по октябрь 1945 года Северные конвои доставили в Советский Союз: •14 000 самолётов •7 000 танков •51 000 джипов•8 000 тракторов •десятки тысяч тонн боеприпасов, снаряжения и продовольствия.
Общая стоимость поставок составила 11 млрд долларов, объём — 4,5 млн тонн.
***
НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ
Чуть меньше чем через год, 31 марта 2017 года, ледокол «Красин» отметит сто лет со дня поднятия Андреевского флага.