Коллекционирование в наше время довольно распространённое хобби. Люди по всему миру собирают марки, значки, монеты, спичечные этикетки и многое другое. Мы же хотим рассказать о северодвинцах, которые увлечены коллекционированием масштабных моделей автомобилей.
Мир в масштабе 1:43
В советское время примерно у половины семей на полках, в сервантах и в шкафах стояли масштабные модели. Покупали их «по случаю» или «для красоты», но относились как к дорогой и стильной вещи. Ещё бы! Проекты моделей и их изготовление в СССР осуществляли флагманы промышленности — оборонные и приборостроительные предприятия. Самый распространённый масштаб изготовления моделей в нашей стране был 1:43, то есть копия меньше автомобиля ровно в 43 раза.
Масштабные модели были очень дефицитным товаром. Свои коллекции люди начинали собирать, путешествуя по разным городам нашей страны, посещая республиканские и областные центры, а также, как в известном фильме, заглядывая на вокзал и толкаясь по комиссионкам.
В эпоху жестяных игрушек
Качество изготовления и технологичность ранних автомоделей в нашей стране удивляли даже искушённых иностранцев. Например, у моделей автомобиля ВАЗ-2121 «Нива» вместе с передними колёсами поворачивалось рулевое колесо. А некоторые модели ГАЗ-13 были электрифицированы: могли двигаться по прямой и их передние фары горели. Это было в 70—80-х годах, в эпоху жестяных игрушек на полках магазинов.
Купить автомодели в нашем городе было чем-то средним между «крайне сложно» и «невозможно». Продавались они в конце месяца небольшим тиражом. Спрос был многократно выше предложения, поэтому коллекции северодвинцев пополнялись различными путями. Чаще, рассказывая об «обновке», использовали слово «достал», а не «купил».
В 70—90-х годах было нелепо спрашивать у собирателя тему его коллекции. Обычно она называлась «Что смог достать». Сейчас же коллекционерам куда проще следовать определённой теме, подбирая новые модели.
Однако представители северо-двинского клуба коллекционеров сетуют, что все отечественные производители микроавтомобилей в бушующих реалиях современной экономики закрылись. Отчасти потому, что не смогли сохранить качество советского периода и расширить ассортимент автомоделей. Но при желании сейчас можно пополнять коллекцию и за счёт китайских производителей.
Не количество, а качество
По словам северодвинских моделистов, чаще всего у них спрашивают о количестве автомоделей. Но в этом деле куда важнее качество. Интереснее доставать модели, отличающиеся от своих собратьев не-обычными заводскими наклейками или собранные в единичных экземплярах в макетных цехах автозаводов. Такие модели хоть и не имеют финансовой ценности, но интересны сами по себе.
Теперь представим некоторых участников клуба коллекционеров.
Игорь, 41 год. Начал собирать модели в семь лет, после того как отец привёз ему из командировки первую модель — MATRA-530. Теперь в его коллекции 150 экземпляров. Гордость коллекционера — модели, посвящённые Московскому фестивалю молодёжи и студентов 1985 года.
Денис, 42 года. В его коллекции 220 моделей. Собрал практически все базовые масштабные автомодели, выпускавшиеся в СССР.
Антон, 44 года. Коллекция включает более 250 экземпляров. В последнее время пополняет собрание за счёт сборных моделей.
Собирание моделей — это не просто покупка и увеличение размера коллекции. Это всегда движение: одни модели приходят, другие уходят. Некоторые из них попадают в руки к коллекционеру в плачевном состоянии: разукомплектованные и разбитые. Всегда интересно спасти автомодель, дать ей вторую жизнь.
Давайте объединяться!
Но имеются у наших «собирателей» и проблемы. Во-первых, распались связи между коллекционерами даже в пределах Северодвинска. Раньше они собирались в Доме корабела. Там десятки людей общались, узнавали новую информацию, менялись моделями. Теперь же каждый собирает свою коллекцию и не может обменяться мнением с товарищами по хобби. Остаются только интернет-форумы.
Другая проблема: практически нет новой смены коллекционеров, самые молодые преодолели 35-летний рубеж. Чтобы хобби не пропало, мы занимаемся сборкой или восстановлением автомоделей вместе с неравнодушными к автомиру ребятами-школьниками. Стоит ли говорить, какой восторг дети испытывают при виде собранной ими модели!
Пусть эта публикация послужит призывом к объединению тех, кто интересуется миром автомоделей в масштабе 1:43. Пусть к нам обращаются опытные, начинающие и бывшие коллекционеры.
Телефон для контактов: 8-952-252-5725, звоните с 18.00 до 21.00.
***
ЭТО ИНТЕРЕСНО
•Стоимость моделей «Запорожца», ВАЗ-2107 на чёрном рынке в конце 1980-х доходила до 200 рублей за штуку.
•Известна история коллекционера, собравшего более 8 000 экземпляров в своей квартире. Каждая комната была посвящена автопрому Англии, Франции, Италии, Германии.
•Модель правительственного автомобиля ЗИЛ-117 утверждалась на уровне ЦК. Замечания по поводу неправильно открывающегося капота и некрасивых фар исправили у будущей серийной автомодели.
Юрий ШАБАЛИН
Фото автора