Издержки цивилизации,

Внезапные воспоминания из далёких детских и юношеских лет — признаки старения, говорят. Так что молодёжь вправе расценить всё нижеизложенное как старческое бурчание.

или Плач по уходящей культуре

 

Вспомнилось вдруг

1983 год, музыкальный телефильм «Рецепт её молодости» с Людмилой Гурченко (по пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса»). Персонаж Олега Борисова — барон Прус — излагает в песне своё жизненное кредо хищника, особенно со вкусом пропевая рефрен: «Пусть даже против хищников культура — зато цивилизация за нас…».

В те годы мне, студентке советского вуза, а именно Московского энергетического, это противопоставление категорий «культура» и «цивилизация» показалось несколько странным, зацепило, пришлось срочно придумывать какое-то объяснение. Философию мы, технари, изучали по учебнику Константинова — марксизм-ленинизм в основном, а всё прочее так, для ознакомления, с позиций критики. Шпенглера, Канта, Бердяева, не говоря уже о чём-то более современном, не штудировали…

А окружающая действительность тогда явных противоречий между культурой и цивилизацией не показывала. Слова из одного семантического ряда, почти синонимы. Развивается культура — развивается цивилизация. От пещер и наскальных рисунков к кинематографу и космосу.

 

Телевизор нашего детства

Советская цивилизация пестовала культуру, пропагандировала культуру — причём не только собственно советскую, но и мировые шедевры. Пара телевизионных каналов на самом деле давала людям больше знаний, чем всё сегодняшнее многообразие. Люди смотрели «Очевидное — невероятное», «Клуб кинопутешественников», «Кинопанораму» — и обсуждали каждый выпуск в кругу семьи, в гостях, на работе.

Как обсуждали и прочитанные книги, газетные и журнальные публикации, фильмы, театральные постановки. И в этих обсуждениях в меру своих интеллектуальных возможностей лучше усваивали вновь полученные знания, делали выводы. Люди с возрастом культурно развивались, по крайней мере не деградировали стремительно сразу после получения аттестата или диплома. А главное, в советской культуре было чёткое моральное кредо, была система нравственных ценностей — по сути, трансформированная из основ христианской морали, только вместо понятия «Бог» каждый мог подставить на свой вкус: партию, страну, производство, науку, искусство — и самореализоваться в служении идее, если только она не противоречит генеральной линии партии.

 

Терминатор вместо Электроника

Сейчас мы на постсоветском пространстве имеем противостояние между остатками российской и советской культуры и прагматизмом западной, а точнее американской цивилизации. Простая формула: больше зарабатывай, чтобы больше потреблять и приносить больше дохода транснациональным корпорациям, — вполне себе прижилась. И линия фронта проходит не по разделу «либералы — государственники», а через каждую душу.

Можно ностальгировать по временам «Гостьи из будущего» и «Приключений Электроника», а в настоящем смотреть исключительно американские сериалы. Ну или британские. Англосаксы умеют преподносить свою массовую культуру в красивой обёртке, в том числе и на экспорт. Отечественная культура пользуется меньшим спросом у потребителя. Но ведь умели же раньше создавать шедевры, под действием которых вся страна плакала, смеялась или задумывалась о смысле жизни!

Я не собираюсь петь гимны советской культуре. Просто констатирую факт, что таковая была — своя, родная, местами гениальная, местами кривая, но объединявшая народ в едином культурном пространстве, где люди с разными взглядами могли спорить до хрипоты, не теряя при этом общей почвы под ногами — любви к своей стране.

 

Северодвинск и его газета

И северодвинская своеобычная культура была. Были свои мифы, звёзды и кумиры. Имена выдающихся земляков произносили с придыханием. Даже анекдоты свои сочиняли. Скажем, про разговор между памятниками Ленину и Ломоносову: «Я вот в городе стою, а вы, сударь, почему где-то у завода?» — «Э-э, батенька, в городе-то коэффициент один к двум, а на заводе — один к четырём!».

Случайно встретившиеся за пределами города северодвинцы обязательно находили если не общих знакомых, то массу общих культурных тем для разговоров. Интеллектуальная молодёжь не так стремилась покинуть город — работа «в заводе» представлялась не просто хорошо оплачиваемой, но и интересной, престижной, нужной стране.

И «Северный рабочий» был одной из площадок культуры города и, собственно, организатором того единого культурного пространства, в котором мы все жили. Газету читали все. И писали в газету не только штатные журналисты и официальные лица. Любой горожанин мог принести в редакцию свои пробы пера.

Конечно, существовали табу, и материалы внештатных авторов часто подвергались редакционной правке — хотя бы с позиций соответствия нормам языка. Некоторых авторов приходилось полностью переписывать — кто-то был благодарен, а кто-то ругался… Но при этом газета задавала определённый уровень культуры письменной речи. «Тся» и «ться» никто не путал.

 

Между прошлым и будущим

Вот я и подхожу к противопоставлению понятий «культура» и «цивилизация». Для себя самой различие я определила так. Культура предполагает бережное отношение к традиции, к истокам, ценит прошлое. Цивилизация предполагает устремлённость в будущее, технический прогресс, экономическую выгоду.

Прагматической цивилизации, смысл которой — больше зарабатывать, чтобы больше потреблять, привязанность к культурным корням подчас только мешает. Выбросить все эти родительские стеллажи с книгами, аккумулирующие пыль, да серванты с посудой на двенадцать персон — какие книги, какие гости? Евроремонт, бар, диван и плазменная панель — больше ничего не нужно, чтобы расслабляться после рабочего дня! Ну и компьютер — куда без него?

Именно это достижение цивилизации — персональные компьютеры и компьютерные сети — и произвело переворот в культуре человечества, разъединив людей в реальной жизни и бросив в единое информационное пространство.

Сначала это казалось несомненным благом: шутка ли, быстрый доступ к информации со всего мира, общение в режиме реального времени, невзирая на расстояния! Однако, когда интернет стал массовым, выяснилось, что большинство пользуется им отнюдь не для того, чтобы повышать свой культурный уровень…

 

Шах и мат, грамотеи!

С развитием интернета падает тираж печатных изданий. Люди уходят в социальные сети, а что мы видим там? «Предворительный заказ», «выйгранный приз» — орфография пабликов нашего города сохранена, а горожане растаскивают по своим страницам.

Когда-то на заре зарождения интернета, ещё в сети FIDO, появился так называемый езыг падонкофф (он же олбанскей). По сути это была калька с американского слэнга чернокожих рэперов. Концепция «падонок-стайл» — альтернативное правописание, при котором слово при сохранении фонетического образа пишется максимально непохоже. Создатели искусственного языка вроде бы изначально просто прикалывались над неграмотными юзерами, а в итоге дали зелёный свет безграмотности в сети.

Стало вроде как и не стыдно писать с ошибками. А уж использовать непечатные выражения — это вообще показатель крутизны! Если такие «властители дум», как успешный дизайнер, бизнесмен и блогер Тёма Лебедев, сын писательницы Татьяны Толстой и правнук Алексея Николаевича Толстого, употребляют в своём журнале мат через слово, при этом всячески понося нравственные ценности прошлых поколений, зачем рядовому «юноше, обдумывающему житьё» ещё куда-то расти культурно и духовно? Материться, как Тёма, он и так умеет. Осталось научиться эффективно рубить бабло…

Да, главное наступление цивилизации на культуру в интернете, как и в прочих сферах, пришло с монетизацией: любыми способами раскрутить ресурс и заработать больше на рекламе. Причём раскрутиться можно, тупо используя скрипты «автоматического френжения» или покупая «уникальных посетителей» за деньги. А какой там на ресурсе контент, редактирует и корректирует ли его кто-нибудь — не столь важно. Владельцу сайта сойдёт, а мнение «школьных училок» его не интересует: не они целевая аудитория…

 

Больше информации — меньше знаний

Нет, я не говорю, что российский народ стал тотально безграмотным и что у нас вообще не осталось никакой культуры. Просто исчезло общее культурное поле, объединяющее индивидуумов в общество. Культурные процессы протекают на отдельных островках, не особо интересующих широкую публику. Публика как таковая разобщена.

Кто-то щёлкает пультом телевизора, а попроси его изложить суть просмотренного — и не сумеет, поди. Кто-то сидит в интернете и играет в игры. Кто-то репостит в соцсетях открытки с афоризмами порой сомнительного авторства, надеясь приобщиться таким образом к мудрости и помогая своими лайками зарабатывать на рекламе владельцу ресурса, пользователи которого штампуют эти открытки от балды. Кто-то лихорадочно читает новости. Кто-то отбивает пальцы в сетевых сварах-холиварах…

Уходит культура живого общения, неторопливых бесед и споров, в которых рождается истина. Да и кто сейчас ищет истину? Кстати, вы обращали внимание на то, что в нашей лексике всё реже встречается слово «знание» и чаще — «информация»? Знания — это то, что всегда с нами, то, что мы можем связно изложить, даже будучи разбуженными среди ночи. А информация — это где-то видели, можно поднять по запросу. Сколько всего люди держали в памяти четверть века назад — и сколько сейчас?

Мы барахтаемся в информационном пространстве, как пассажиры «Титаника» в океанских водах. Кто-то плывёт на обломке палубы, кто-то тонет, кто-то отчаянно цепляется за борт шлюпки, кто-то отпихивает его веслом… Ибо цивилизация должна строиться на конкуренции. А что культура? Улыбаемся и машем — сойдём за культурных. Главное, сделать селфи на айфон.

 

Материал опубликован в газете «Северный рабочий» Информ» 11.09.2015

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей