Повесть Николая Лескова стала темой для размышлений в Центральной библиотеке имени Н. В. Гоголя
Актуально ли сегодня творчество Николая Лескова и какие уроки и мудрые предостережения мы можем вынести из его произведений? Повесть «Воительница» Николая Лескова стала темой для обсуждения в Центральной библиотеке 7 февраля.
Меняются декорации исторических эпох, а главные вопросы жизни, волнующие человека, остаются одними и теми же и в XIX, и в XXI веке. Темой для беседы и размышлений в Центральной библиотеке имени Н. В. Гоголя протоиерей Александр Лашков выбрал повесть «Воительница».
Повесть написана ещё в 1866 году, и это не просто описание быта и нравов русского общества. Главная ценность книги в том, что перед нами — «художественное поучение». Читая текст, мы размышляем вместе с автором и получаем нравственный урок. К этому стремился Николай Лесков — пробудить в людях «искру разумения о смысле жизни».
По словам Ларисы Голубевой, главного библиотекаря отдела социально-экономической литературы Центральной библиотеки, кому-то из слушателей повесть была хорошо знакома, многие познакомились с этим произведением впервые, но беседа вызвала живой отклик у аудитории. Протоиерей Александр Лашков ответил на многие вопросы участников мероприятия.
Николай Семёнович Лесков обладал не книжным, а подлинным знанием народной жизни. На первый взгляд, повесть «Воительница» — типичный нравоописательный очерк, представляющий жизнь разных слоёв русского общества, порой неприглядные её стороны, скрывающиеся за внешней благопристойностью. Произведение насыщено яркими, колоритными сценами быта. В нём много сатиры и юмора.
Самая близкая Лескову тема — народная жизнь: «Я знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу (…) Я вырос в народе…» «Принизить русский народ или как-то польстить ему» никак не входило в намерения Лескова. Николай Лесков — мастер диалогов, в которых раскрываются парадоксальные ситуации и характеры героев.
Повесть «Воительница» впервые опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1866 году. Но произведение остаётся актуальным и интересным для современного читателя. Читая текст, мы погружаемся в историю русской жизни XIX века, жизни разных слоёв русского общества. Благодаря художественной достоверности мы видим узнаваемые обстоятельства и героев.
— Петербургские обстоятельства накладывают неизгладимый отпечаток на героиню повести. Главная героиня Домна Платоновна — очень занятая женщина, в её услугах нуждается вся столица — в Петербурге она знакома «почти со всеми», и часто её «люди ждут в семи местах». Она, казалось бы, начисто лишена самых обыкновенных человеческих чувств. Но Лесков, как он сам говорил, «находил тёплые углы в холодных сердцах и освещал их». В образе Домны Платоновны сочетаются доброта и жестокость, искреннее желание помочь и холодный циничный расчёт, — рассказывает Лариса Голубева.
За житейскими историями повествования открывается второй, глубокий план. Неслучайно эпиграфом автор выбрал строки: «Вся жизнь моя досель была нравоучительною школой, и смерть есть новый в ней урок». Конец истории «воительницы» трагикомичен: «А людям ведь небось и не жаль, смех им небось только. И всякий, если кто когда-нибудь про эту историю узнает, посмеётся — непременно посмеётся, а не пожалеет…»
Николай Семёнович Лесков не даёт окончательных и безусловных оценок. Читая вдумчиво повесть, мы сами делаем выводы и извлекаем жизненный урок.
Домна Платоновна — центральный характер произведения. Провинциальная женщина, оказавшаяся по воле судьбы в столице. Её «деятельность» скрыта за внешней благопристойностью жизни петербургского общества. Будучи не раз жестоко обманутой, Домна Платоновна возводит ложь и грязь в «неотразимый закон» жизни, где господствует «всеобщее стремление ко всякому обману».
Водоворот жизни в большом городе, неблаговидные поступки, которые совершает героиня, обернулись тем, что свою жизнь она провела в напрасной суете, и финал её земного пути трагикомичен.
Повесть, по словам Ларисы Юрьевны, — не просто описание быта и нравов эпохи, в которую жил автор. Лесков хорошо понимал людей «комической эпохи» — так он определял время, современником которого являлся, но за временным писатель умел увидеть вечное.
— Это поучительная история. Вместе с писателем мы размышляем о вопросах, актуальных во все времена: добро и зло, правда и ложь, праведная деятельная жизнь в полезном труде и жизнь, прошедшая в напрасной суете, — говорит Лариса Голубева.
Протоиерей Александр Лашков отметил, что вместе с автором повести читатели рассуждали над вопросом: «Какова была та благословенная купеческая семья, в которой выросла этакая Домна Платоновна, у которой и молитва, и пост, и собственное целомудрие, которым она хвалилась, и жалость к людям сходились вместе со сватовскою ложью, артистическою наклонностью к устройству коротеньких браков не любви ради, а ради интереса?..»
— Тема подлого человека с лицом праведника для нас, конечно, не нова. Как говорил известный писатель: «Изображать высокую нравственность может любой мерзавец, стоит ему только потренироваться. Перед собой и перед всем светом». Тип таких людей, как Домна Платоновна, периодически встречается в жизни каждого из нас. Вопрос — как дорого нам обходится наставничество этих «праведников»? Мы должны быть благодарны гению художественного слова Николаю Семёновичу Лескову за то правдивое и объективное описание самых разных типов характеров людей, которых мы встречаем в его произведениях. В них мы прикасаемся к богатому жизненному опыту писателя. Чтение «Воительницы» может послужить для нас уроком, а для молодых людей, ищущих своё счастье в столицах, — мудрым предостережением, — сделал вывод отец Александр.
Встреча, прошедшая в Центральной библиотеке, вызвала большой интерес у горожан, у наших читателей. Сотрудники библиотеки отметили, что благодаря протоиерею Александру Лашкову была возможность вновь обратиться к замечательному тексту повести Лескова «Воительница». Читая умело подобранные фрагменты текста, участники встречи размышляли, делали выводы и извлекали каждый свой жизненный урок.
Фото из архива Центральной библиотеки имени Н. В. Гоголя