Участники областного чемпионата профессионального мастерства получили награды
В этом году в состязаниях чемпионата «Навыки мудрых» приняли участие 26 конкурсантов из разных городов и районов Поморья. Конкурсные площадки для профессионалов в возрасте старше 50 лет на базе техникумов и колледжей Архангельской области организовали по шести компетенциям: сварочные технологии, обработка листового металла, электромонтаж, парикмахерское искусство, поварское дело, преподавание в младших классах. Чемпионат стал продолжением линейки соревнований, организованных под эгидой профориентационного движения «Ворлдскиллс Россия». Северодвинск был представлен в разных компетенциях, и практически везде наши земляки вошли в призовую тройку.
Награды мастерам своего дела вручил глава города Игорь Скубенко.
Дипломы победителей и участников IV регионального чемпионата «Навыки мудрых» получили: мастер производственного обучения Техникума судостроения и машиностроения Игорь Меринов, его коллега по техникуму Александр Шестаков, электрогазосварщик цеха № 10 АО «ЦС «Звёздочка» Эдуард Гвоздев, мастер производственного обучения Техникума судостроения и машиностроения Владимир Гагарин. Также дипломы участников чемпионата получили инструктор производственного обучения в отделе технического обучения АО «ПО «Севмаш» Валерий Пижун, мастер производственного обучения Северодвинского техникума социальной инфраструктуры Анатолий Хахаев, сотрудница салона «Ваш стиль» парикмахер Светлана Киселёва и повар северодвинского комплекса питания «Северная жемчужина» Мария Гончарова.
Поздравляя награждённых, глава муниципалитета отметил, что то, насколько компетентными вырастет наше молодое поколение, зависит от опытных наставников.
— Меня радует, что это движение в Архангельской области сегодня разрослось уже настолько, что в нём участвуют и ребята из детских садов, и школьники. Когда мы в 2017 году только начинали развивать движение «Ворлдскиллс» в регионе, казалось, это очень сложно. Судя по вашим достижениям, сегодня в Северодвинске работают самые признанные мастера. Мы гордимся вами и вашими достижениями! — отметил Игорь Скубенко.
Мастеру производственного обучения северодвинского Техникума судостроения и машиностроения Игорю Меринову есть чем гордиться. Игорь Петрович является главным экспертом движения «Ворлдскиллс Россия» по компетенции «Обработка листового металла». Среди его воспитанников — победители региональных чемпионатов «Молодые профессионалы», а студент Максим Агапитов заработал Medallion for Excellence в рамках национального чемпионата «Ворлдскиллс Россия».
В своё время Игорь Меринов семь лет отработал сварщиком-монтажником на СМП и уже 30 лет трудится в системе профессионально-технического образования. Другими словами, способен взглянуть с разных сторон и на работу с металлом, и на обучение профи.
— Ходил и на переподготовку, работал на «Викрамадитье». Сейчас веду по учебной программе слесарей-монтажников, и у нас есть компетенция «Обработка листового металла». Что касается движения «Ворлдскиллс», мои ребята с первого сезона этого движения в Северодвинске всегда занимали первые места. За пять лет существования этого движения я поездил по стране: дважды был в Комсомольске-на-Амуре, в Екатеринбурге, Уфе, Калининграде. Сейчас финал по нашей компетенции будет проходить в Екатеринбурге.
В этом году я сам участвовал в конкурсе профессионального мастерства как мастер. Не впервые: в прошлом году участвовал в чемпионате в компетенции «Сварочные технологии», занял третье место. В этом году в обработке металла — первое место в «Навыках мудрых». В этом чемпионате хочется попасть в российский финал, но пока неизвестно. Если получится — с удовольствием поеду! Когда первый раз поехал в Королёв — посмотрел: у нас тогда ещё такого оборудования не было, как у них, для соревнований. Но мы тоже стремимся, сейчас мастерская наша довольно хорошо оборудована для обучения: шесть кабин, в каждой по сварочному аппарату. Ребят надо учить всему, — говорит Игорь Меринов.
— Игорь Петрович, в чём заключался конкурс в «Навыках мудрых» в этом году?
— За определённое время нужно было сделать изделие из металла. Причём по уровню сложности его невозможно сделать за такой промежуток времени одному. Не все справились, надо сказать. Суть в том, что справиться с такой задачей может только высокий профессионал, который не просто имеет тот или иной профессиональный разряд, но и способен с ходу практически подтвердить свой профессионализм. Профи, который знаком с технологией изготовления, знает AutoCAD (двух- и трёхмерную систему автоматизированного проектирования и черчения. — Прим. ред.) — мне пришлось учиться самому, чтобы освоить эту программу. Ведь, если с ребят мы это требуем во время их обучения, надо и самому знать, демонстрировать свой опыт, чтобы и им интересно было.
— Какая задача предстояла на конкурсе?
— Если сказать проще, нужно было изготовить колпак на трубу. Но он состоял из девяти деталей, которые надо было расчертить, вырезать из листового металла, загнуть на листогибочном станке и после этого собрать в изделие.
— И всё это самостоятельно, в одиночку?
— Да, конечно. И каждый год задания разные ставят. Час был отведён на работу в AutoCAD, три часа — на изделие. Можно было даже его немного не завершить и победить. А можно было сделать полностью и проиграть, потому что там очень много факторов учитывается при оценке работы, определённые допуски. И если ты сделал изделие, его начинают проверять и оно в допуски не попадает — получаешь ноль баллов. А если сделал всё и попал — выйграл.
— Конкуренция высокая была в этом году в вашей компетенции?
— Шесть человек соревновались — с северодвинских Севмаша и «Звёздочки», из Новодвинска.
— Профессиональный опыт, которым вы владеете, легко передаётся ребятам? Есть у них уважение, интерес?
— Это всё есть. Но, пока система образования не изменится, тяжело будет ребятам. Нужно вернуть ту систему, что была у нас в советские времена, когда сдавали не ЕГЭ, а экзамены. Потому что сейчас идёт тестовая угадайка. Но если люди всерьёз обучают, то они стараются не тестовой системе обучить, а научить профессии. Так что есть необходимость перемен.
— Игорь Петрович, ваши ученики идут работать на Севмаш сейчас?
— Да, и некоторые смогли даже меня превзойти, имеют шестой разряд специализации. У меня — пятый. Обладатель шестого — это уже сверхчеловек, так скажем.
— Что он может сделать в отличие от обладателя пятого разряда?
— А вот вы мне скажите, что может сделать второй в отличие от пятого?
— Наверное, выполнить только какую-то локальную, небольшую и очень чётко поставленную элементарную задачу.
— В принципе второй разряд — это подойди, принеси, отойди, не мешай! Подмастерье. Третий разряд — это уже какое-то владение профессией. И чем выше разряд, тем профессионализм больше и, естественно, доверия больше, что человек сделает и не будет у него никакого брака.
— Есть у вас среди воспитанников такие, кто сам бы мог уже стать наставником или уже становится?
— Все мои ребята, которые выступают на «Ворлдскиллс», мне благодарны. Один был порядка десяти лет назад, он три года отработал мастером производственного обучения. Потом, правда, ушёл: не всем дано до конца вести обучение.
— Я верно понимаю, что мастер в производственном обучении — это ещё и определённая социальная нагрузка и не так много денег получается заработать?
— А мы не за деньгами пришли. Когда я в первый день пришёл преподавать в училище, как обычно на завод, в семь утра — меня увидели и сказали: «Это наш человек!» Если прибежать к началу урока, быстренько переодеться, что-то там наскоро рассказать по верхам — это бесполезно. Ведь готовиться надо, всё продумать. Тем более что группы сейчас разные, менталитет у каждого человека свой. С одними надо так разговаривать, с другими иначе. Кому-то надо десять раз объяснить, а кто-то и с первого раза схватывает.
— То есть нужна здесь ещё и педагогика?
— Да, переподготовку я проходил, ездил в Архангельский институт дополнительного образования, дообучались в течение целого года.
— Игорь Петрович, в Северодвинске среди молодёжи бытовало мнение: куда угодно, только не на завод работать!
— Я в связи с этим вернусь к системе образования. Некоторые ребята идут учиться в наш колледж, даже не зная, на что идут. Некоторым родители говорят: идите, будете работать — будете хорошо жить. Кто-то из молодёжи приходит «отбывать наказание», по правде говоря.
— Потому что не понимают, зачем и куда пришли?
— Да. В школах сейчас, например, совсем не обучают черчению. И вот ребята приходят, и им нужно самые азы давать, чтобы они поняли, как это делать. Они же не умеют делать это. А раз на это мы тратим время — значит, какие-то другие учебные операции упрощаем. Хотя должны бы, наоборот, профессионально совершенствовать их.
Николай КАРНЕЕВИЧ
Фото автора