Если бы автомобильные покрышки могли думать, они бы наверняка мучились вопросом: «Есть ли жизнь после шиномонтажа?». Продолжая фантасмагорию, можно предположить, что судьба покрышки незавидна: на свалку. Пылиться и гнить много лет. Ну разве что самым везучим посчастливится стать украшением на клумбе, может быть, даже резным лебедем... Но с недавних пор у несчастных отработанных покрышек появилась высокая перспектива послужить людям в новом качестве: у нас в области открылось предприятие, перерабатывающее покрышки в резиновую крошку. Занимается такой переработкой ООО «ЭКОПРОЕКТ».
В области началась вторичная переработка автомобильных покрышек
Хорошо забытое старое
— Резиновая крошка — очень полезное вторсырье, — рассказывает исполнительный директор ООО «ЭКОПРОЕКТ» Алексей ЛИСНИЧЕНКО. — Из неё можно производить травмобезопасные покрытия для спортивных и детских площадок, пандусы для подъема инвалидных колясок, более мелкие фракции крошки могут входить в состав клеев. Не говоря уже о том, что переработка в крошку позволяет миновать стадию, когда покрышка многие десятилетия разлагается на свалке и загрязняет окружающую среду.
— Вижу, вас очень вдохновляет возможность дать отработанной вещи второй шанс…
— А как иначе? Хорошая фраза есть: отходы — это полезные вещи, которые оказались не в то время не в том месте. Вот мы и занимаемся тем, что ищем пользу для вторсырья.
Надо отметить, что «ЭКОПРОЕКТ» далеко не первопроходцы на этой стезе. Несколько предприятий подступались к теме переработки автомобильных покрышек. Так, в конце 90-х компания «Вторсырьё» по экологической норвежской программе занялась этим вопросом, получила большой кредит, но, увы, очень быстро обанкротилась. Та же участь постигла и другие предприятия. Причина банальна: вложения в этот вид производства очень внушительны, а вот прибыль невелика и порой вообще сомнительна. Экологические проекты — не тот вид бизнеса, который способен озолотить предпринимателя, ну по крайней мере у нас в стране.
Чтобы не быть голословной, приведу цифры. Из пяти существующих у нас в области перерабатывающих предприятий два уже разорились. «ЭКОПРОЕКТ» закупил оборудование почти на 30 миллионов. «Отбить» вложения будет возможно не раньше, чем через пять-семь лет.
— Вы не боитесь, что вас постигнет участь ваших коллег? Благие цели подразумевают альтруизм, а благотворительность в бизнесе — вещь опасная.
— Мы не боимся, — отвечает Алексей. — Переработка покрышек — не единственное направление деятельности нашего предприятия. Нам есть чем подстраховаться. На сегодняшний момент у ООО «ЭКОПРОЕКТ» одна из самых «широких» лицензий по обращению с опасными отходами, перечень разрешённых к обращению отходов включает 176 позиций.
По ряду позиций мы предоставляем уникальные услуги предприятиям и организациям области. Например, по утилизации карбидного ила. Кроме того, уже лет пять мы занимаемся проектной деятельностью: разрабатываем документацию в области промышленной безопасности, ГО и ЧС, то есть пишем паспорта безопасности, планы защищённости критически важных объектов и прочее. И потом выдумываем потихоньку.
Вот совместно с Автодором сейчас разрабатываем проект световых опор для освещения пешеходных переходов на трассе. Такая световая опора будет работать за счёт энергии ветра и солнца… Или вот специализированные полозья для доставки крупногабаритного оборудования на алмазные месторождения соорудили недавно.
Гильотина, шрёдер и другие
Вернемся к покрышкам. Путь к созданию уникального и полезного производства был тернист. Несмотря на то, что фирма северодвинская, светлые головы, запустившие экологические идеи в жизнь, тоже северодвинцы, сам цех по переработке располагается далеко за пределами города — на территории бывшего гидролизного завода в Архангельске.
Алексей разводит руками: не смогли договориться с местными чиновниками о выделении предприятию места. Ну да ладно, машины заработали наконец, и дело пошло.
Кстати о машинах. Оборудование «ЭКОПРОЕКТ» использует отечественное, спроектированное в Новосибирске. Попав на линию, покрышка проходит более 15 операций. Начинается с извлечения металлокорда, который идет в металлолом.
— Мы не должны допускать, чтоб такие ценные отходы пропадали. Металлолом идёт на переплавку.
Обработанный корд становится похож на мелкий металлический пушок — эта получившаяся масса используется для укрепления состава бетона. Есть легенда, что бункер Гитлера был сделан именно из бетона, усиленного металлической крошкой.
Освобожденная от корда покрышка поступает в прибор, называемый гильотина, и там рубится на несколько частей. Следующая машина измельчает эти части, и вот эта масса уже поступает в машину под названием шрёдер. Там-то она окончательно измельчается, гранулируется, распадается на наиболее мелкие фракции.
— В зависимости от величины фракции резина имеет различные физико-химические свойства, — объясняет исполнительный директор. — Самая мелкая, меньше 1 мм, может идти на заводы резиновых изделий как восстановитель. Более крупная идёт на изготовление резиновых покрытий.
Перспективы
По сути, этот небольшой цех может обеспечить работой множество мелких производств — потребителей резиновой крошки. Одни могут заниматься бесшовным спортивным покрытием, другие ориентироваться на детские площадки, третьи — на производство резиновых ступеней…
Менее радужные перспективы открываются перед самим процессом получения сырья. По идее, каждое предприятие обязано по экологическим нормам правильно утилизировать все свои отходы, в том числе и использованные покрышки. Но предприятия ленивы. Наверное, им не хочется платить тому, кто приедет за их покрышками, чтобы дать им вторую жизнь…
Елена ЛЕЩЁВА