Был Чернобыль

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/04/Screenshot_112.png

Апрель 1986 года запомнился нашей стране и всему миру Чернобыльской катастрофой. Которая, впрочем, могла бы прогреметь и ещё громче, если бы не самоотверженность ликвидаторов. Хотя поначалу-то как раз было тихо. Пресса молчала, а значит, люди не знали о масштабах аварии. Ведь радиацию не увидишь невооружённым глазом.

Взрыв и… тишина

Сейчас сложно представить, что настолько глобальное ЧП могло так долго оставаться в тени. Вспомните только скачок радиации под Нёноксой минувшим летом — как быстро разлетелась тревожная новость по информационным порталам.
А тогда информация выдавалась порционно, для домыслов места не оставляли. Теперь же, к счастью, мы уже можем прочесть всю хронику событий тех дней.
Взрыв прогремел в ночь на 26 апреля. Пожар на крыше вокруг взорвавшегося реактора был погашен только 6 мая. Неделей позже по телевидению выступил генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв, в своей речи он проанализировал причины и последствия аварии, а также призывал к созданию международного режима безопасного развития атомной энергетики. Тогда впервые было озвучено число пострадавших.

ПРАЗДНИК И ТРАГЕДИЯ
Тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий по настоянию Политбюро ЦК КПСС и лично Михаила Горбачёва принимал участие в сокрытии масштабов катастрофы на Чернобыльской АЭС. Несмотря на своё нежелание, он вынужден был отдать приказ провести в Киеве первомайскую демонстрацию (получил указание не создавать паники и не разглашать информацию о катастрофе). На демонстрации Щербицкий находился вместе с внуками.

Поддержка в рублях

А вот в «Северном рабочем» небольшие заметки о трагедии стали появляться с середины мая, продолжилось это и летом. Например, 4 июня 1986 года газета сообщила, что коллектив комплексной подрядной бригады плотников-бетонщиков единогласно решил перевести выигранную в социалистическом соревновании денежную премию в фонд помощи пострадавшим на Чернобыльской АЭС. Рублём помогали и северодвинские учителя, медики, сотрудники детских садов, ветераны войны, представители сельсовета, Дома культуры и даже юные школьники. Небольшие заметки тут и там появлялись в разных номерах газеты.
А 13 июня М. Андреев пишет: «Как собственную боль воспринял трагедию в Чернобыле трудовой Северодвинск. Сегодня на счёт № 904011 в Северодвинском отделении Госбанка — в фонд помощи пострадавшим — поступило от горожан уже свыше 517 тысяч рублей».
Вместе с новостями о помощи пострадавшим в местной прессе начала появляться и более существенная информация. О том, что из 30-километровой зоны АЭС эвакуировали 92 тысячи человек. И о том, что несколько семей чернобыльцев приехали к родным
и близким в Северодвинск. Им обеспечили добрый приём. Двое обратились в органы трудоустройства с просьбой найти им работу по специальности — вопрос сразу же был решён. Оперативно разобрались и с временным предоставлением комнаты одной из семей.

Десять лет спустя

25 августа (спустя почти четыре месяца со дня аварии!) академик Валерий Легасов на техническом совещании в штаб-квартире МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии) в Вене выступил с пятичасовым докладом о причинах аварии в Чернобыле и её последствиях.
К слову, в прошлом году американская компания «HBO» сняла сериал «Чернобыль», где одним из центральных персонажей стал именно Легасов. Любопытно, что некоторые кинокритики отмечают: события в сериале удивительным образом перекликаются с политической обстановкой в современной Америке, тогдашнее руководство СССР даже сравнивают с президентом США Дональдом Трампом. Как бы то ни было, правильно, что, пусть и благодаря сериалу, о событиях тех дней и о героизме ликвидаторов узнал весь современный мир.
На страницах нашей газеты полные данные о катастрофе опубликовали лишь спустя 10 лет после взрыва, когда пресса стала более свободной. Да и как опубликовали — и на передовице, и в нескольких материалах. Начиная с ёмкой фразы: «Мы живём в городе, где стоят свои маленькие чернобыли».
Так, в 1996 году приняли областную программу мероприятий в связи с годовщиной катастрофы. Были предусмотрены и выплаты семьям, потерявшим кормильца вследствие аварии на ЧАЭС, — восьмикратный объём минимальной заработной платы. Также ликвидаторам оплачивали санаторные путёвки и медпомощь. Финансировалось и оздоровление детей, которые подверглись радиационному излучению.

РЯДОВОЕ ИСПЫТАНИЕ
К весне 1986-го четвёртый энергоблок Чернобыльской АЭС работал более двух лет. Примерно в 01.23 в ходе проведения рядового проектного испытания турбогенератора № 8 там произошёл гидротермический взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока и кровля машинного зала частично обрушились. В различных помещениях и на крыше возникло более 30 очагов пожара.

По воле атома

«Весна. Воздух благоухает от цветущих яблонь, абрикосов и таит уже в себе опасность. Утро и день 4 мая 1986 года (день Святой Пасхи) и страшное слово «эвакуация» запомнятся на всю жизнь.
Я очевидец этой страшной трагедии — эвакуации деревень, когда тысячи сельских жителей были согнаны с родных мест по воле неуправляемого атома… Нас вырывали
с корнями, лишали всего того, чем мы жили, что было нажито тяжёлым трудом. Дом, по-строенный собственными руками, сад, выращенный с любовью, вывод кормилицы-коровы со двора, оставленные куры, собаки, кошки…» — вспоминает то нелёгкое время пенсионерка, эвакуированная из зоны отчуждения — из деревни Залесье Брагинского района Гомельской области.
А ещё спустя десятилетие, в апреле 2006-го, первую страницу «Северного рабочего» посвятили рассказу об обладателе ордена Мужества северодвинце Борисе Куликове, которого во время срочной службы в 1987 году в полку химической защиты направили в Чернобыль. Там он работал между третьим и четвёртым блоками АЭС, никак не мог привыкнуть к рыжему лесу и мёртвому городу Припять.
Спустя двадцать лет после катастрофы газета подняла болезненный вопрос льгот для ликвидаторов.
«Потерянные льготы кто-то пытается восстановить в суде. И выигрывает. Но не это прежде всего волнует чернобыльцев. В первую очередь нужно поддержать потерянное в Чернобыле здоровье», — пишет Артём Попов в своём первополосном материале.
А нам сегодня остаётся только вспомнить подвиг ликвидаторов и поблагодарить их за работу.

ЯЗЫКОМ ЦИФР
В самом начале эвакуации в Припяти работали более 1200 автобусов, около 200 грузовиков, 2 дизельпоезда и речные теплоходы. За 2,5 часа эвакуировали 47 тысяч людей, в том числе 17 тысяч детей и 80 лежачих больных.

А в 1986 году о трагедии первое время не публиковали ни слова.  Передовицу посвятили Первомаю.

А в 1986 году о трагедии первое время не публиковали ни слова.
Передовицу посвятили Первомаю.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей