Падали листья, падал рубль

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/10/171.jpg

Ровно 25 лет назад, 11 октября 1994 года, в России произошло обвальное падение курса рубля по отношению к доллару. Этот день запомнился многим как «чёрный вторник». За сутки на Московской международной валютной бирже курс вырос с 2 833 рублей за доллар до 3 926. В до-кладе специальной комиссии говорилось, что основной причиной является «раскоординированность, несвоевременность, а порой и некомпетентность решений и действий федеральных органов власти».

 

1177

 

Натиск доллара

В местной прессе первое упоминание об этом событии появилось в «Северном рабочем» 13 октября в материале с анализом цен на продукты. Повышение стоимости некоторых позиций автор статьи Анна Данилова связывала в том числе и с набирающим силу долларом: «Российский же рубль совсем поблёк на фоне доллара. Даже толстому кошельку россиянина трудно удержать такой натиск».
А в выпуске от 15 октября Ольга Овчинникова в своём материале назвала «чёрный вторник» ЧП российского масштаба, экономической диверсией и шоковым днём долларовой лихорадки. Операции с валютой 11 октября не прекращались: её и продавали, и покупали. Желающих избавиться от зелёненьких бумажек было предостаточно, ведь представился случай враз разбогатеть. В то время как родная валюта обесценивалась на глазах: дорожало топливо, кредиты со 140% дошли до 170%.
«Думалось, что времена торговой лихорадки, когда скупалось всё, что не портится, и переносилось в домашние склады, уже никогда не вернутся. Но, судя по всему, поехали назад, и трудящиеся, осчастливленные только что выданной зарплатой, начали спасать их. Торговый процесс в эти дни оживился, чтобы, возможно, через некоторое время замереть перед пустыми кошельками», — писала Ольга Овчинникова в материале «Что знает каждая домохозяйка».

Съедобная валюта

Из новостей в следующем номере: президент России Борис Ельцин создал специальную государственную комиссию, которая должна была выявить причины резкого падения курса рубля.
Тем временем Марина Васильева в авторской колонке под заголовком «Осень. Падают листья и курс рубля» («СР», 18 октября) размышляла о том, что каждый раз по осени в стране что-то случается — не путч, так гиперинфляция. После падения рубля стабильной «валютой» в стране стали крупы, сахар, макаронные изделия, консервы, соль, спички, спиртное, сухари…
Рассказывала Марина Васильева и о своей знакомой, которая разводила кур прямо в городской квартире — в ванной. В тексте мелькнула даже идея развивать это направление: вместо собак и кошек держать дома кроликов, а в подвалах — свиней.

Два ведра картошки

И в целом из каждой второй публикации, датированной октябрём 1994 года, веет какой-то безысходностью.
«Мне 30 лет, имею троих детей. Жена, слава богу, работает, а я сейчас сижу дома и отупело смотрю на три ведра картошки, что у меня остались. И размышляю, какое блюдо мне приготовить жене из этой «снеди», если учесть, что мяса и рыбы в доме нет, консервов нет, яйца и овощи отсутствуют. А денег в ближайшее время не предвидится», — делился в своём письме северодвинец, «безвременно безработный», подписавшийся инициалами О.П.
Кроме того, ещё до «чёрного вторника» газета пестрила публикациями о топливном кризисе в Северодвинске. В начале октября все городские предприятия, переведённые в аварийный режим работы, были на грани полной остановки; угроза нависала и над ТЭЦ-2 — запасы мазута подходили к концу. Тяжко было и с работой — очереди у Центра занятости населения. На одну вакансию приходилось тридцать желающих.
«В кармане пусто. Квасим капусту» — так озаглавила Анна Данилова свой очередной материал о ценах в продуктовых магазинах от 27 октября. Сахар, который ещё в день инфляции все скупали мешками, резко вырос в цене. А растительного масла на прилавках не было вовсе. Продолжали дорожать импортная свинина, куриные окорочка, яйца, привозное молоко, кондитерские изделия. Одним словом, только зарплата северодвинцев стояла на месте. Лишь сезонные овощи можно было купить без большого вреда кошельку, вот их и брали и квасили ту же капусту. Готовились зимовать.

СЛОВО ЭКСПЕРТА
Экономист Мира Неумоина в публикации «Рубль и Россия над пропастью» («СР», 20 октября 1994 года) сделала следующие выводы: инфляционный всплеск мог быть выгоден только кучке нажившихся на инфляции коммерческих структур и коррумпированной части руководства страной. Обещанной в начале года стабилизации не получилось, очередной октябрь показал несбыточность надежд на скорый подъём экономики.
«Учёные-астрологи, не в пример учёным-экономистам, уверяют, что мы уже пролетели над пропастью и вот-вот попадём в светлую эру Водолея, ознаменующую экономический расцвет великой нашей России. Так хочется верить астрологам, и как жаль, что нельзя верить экономистам, заседающим в нашем правительстве и уже в который раз обманувшим наши надежды», — сетовала Мира Борисовна.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей