Только не на машине

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/08/56.jpg

Почему пенсионерам перестали компенсировать стоимость проезда на личном транспорте Пенсионер Валентин Яковлевич Чупров (на снимке) пришёл в редакцию с целой пачкой бумаг. Всё это письма из Пенсионного фонда РФ и от мировых судей в течение нескольких лет. Он поведал нам, зачем хранит их и чем сейчас обеспокоен.

В салоне низшего класса

— Уже много лет я езжу в тёплое время года в деревню в Кировскую область, — рассказал Валентин Яковлевич. — Дотуда я добираюсь на личном автомобиле. Раньше получал компенсацию раз в два года за проезд до места отдыха и обратно, как и положено пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. В 2016 оду я даже подавал в суд на Управление Пенсионного фонда в Северодвинске, когда получил отказ в предоставлении компенсации из-за того, что предпочитаю ездить на своей машине.
Несмотря на то, что приходилось тратить время и деньги на подготовку документов в суд, я об этих хлопотах не жалею: мировой судья выносил решение в мою пользу, и мне возмещали стоимость проезда. Знаю, что моему примеру следуют и другие пенсионеры, решая этот вопрос в судебном порядке.
Валентин Яковлевич показывает документы, объясняя нюансы законодательства в этой сфере (за последние годы изучил их). Во-первых, компенсация стоимости проезда раз в два года производится только неработающим пенсионерам. Во-вторых, «деньги назад» вы получите, если поедете правильным транспортом. Правила компенсации подробно были расписаны в разъяснениях Минздрава РФ ещё в 2008 году. И на протяжении этого времени в редакцию неод-нократно обращались пожилые люди, которые сетовали на то, что им приходится покупать билеты в самые дешёвые категории транспорта. Не раз слышали: «Разве мы не заслужили большего?».

НАПОМНИМ
Возмещаются расходы на билеты в пределах стоимости проезда:
•в плацкартном вагоне пассажирского поезда
•внутренним водным транспортом в каюте 3-й категории речного судна
•морским транспортом в каюте 4—5-й группы морского судна регулярных транспортных линий;
•воздушным судном в салоне экономического (низшего) класса
•в автобусе общего типа (при отсутствии — в автобусе с мягкими сиденьями).

Эти правила действуют до сих пор

А как же проезд на автомобиле? В разъяснениях Мин-здрава написано, что возмещение фактически произведённых пенсионером расходов при проезде на личном транспорте не предусмотрено. Но при рассмотрении схожих дел и в связи со сложившейся судебной практикой суды применяли аналогию закона, касающуюся работающих людей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
А именно — компенсация к месту отдыха при поездках на личном транспорте производилась, если пенсионер документально мог подтвердить, что действительно пребывал в месте отдыха (справка из населённого пункта). Возмещались фактически произведённые расходы на оплату стоимости израсходованного топлива (должно быть подтверждено чеками с автозаправочных станций). При этом в расчёт брался кратчайший маршрут следования.
Второй вариант — нужно было предоставить справку о минимальной стоимости проезда кратчайшим путём до места отдыха и обратно, что и сделал в 2016 году В.Я. Чупров, предоставив справку РЖД о стоимости билетов в плацкартном вагоне. Мировой судья вынес решение в его пользу — с Управления Пенсионного фонда в г. Северодвинске была взыскана сумма около 6800 рублей плюс ещё и деньги, которые он потратил, чтобы получить справку на вокзале (около 320 рублей).

В возмещении отказать

В этом году северодвинец пошёл таким же путём: написал заявление в суд, чтобы получить компенсацию за 2018 год. Но в этот раз ему пришёл другой ответ от мирового судьи: во взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда отказать. «Почему, что изменилось?» — задаётся во-просом Валентин Яковлевич.
Нам удалось выяснить, что за это время изменилась правовая позиция судебных органов. В информационном бюллетене судебной практики по гражданским делам Архангельского областного суда, которая была опубликована ещё в 2017 году, значится, что постановлением правительства РФ от 1 апреля 2005 года № 176 определён исчерпывающий перечень видов транспорта, при использовании которого для проезда к месту проведения отдыха и обратно у лица, являющегося получателем пенсии, возникает право на компенсацию расходов. Личный транспорт в указанный перечень не входит.
В завершение сказано, что «компенсация расходов на оплату стоимости проезда является формой дополнительной социальной поддержки, обязательства по обеспечению которой принимает на себя государство в одностороннем порядке. В этой связи правительство РФ вправе самостоятельно определить порядок предоставления, основания и объёмы соответствующих компенсаций».
Так что, по всей видимости, сейчас суды не будут вставать на сторону пенсионеров-автолюбителей, которые хотят вернуть свои затраты на дорогу.
А в разговоре с нами сотрудники Пенсионного фонда посоветовали гражданам старшего возраста обращаться к депутатам Государственной думы от Архангельской области. Они могут инициировать изменения в федеральном законодательстве. Если соответствующая норма появится в нормативных актах и постановлениях РФ, Пенсионному фонду ничего не останется, как исполнить её. Ведь действительно, сотрудники этого и других государственных учреждений не могут быть плохими или хорошими из-за того, что отказали или приняли наши требования. Они лишь исполнители. Все вопросы — к законодателям.

ПОЗИЦИЯ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ
Возможность получения пенсионером компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно при использовании личного транспорта законодательством не предусмотрена.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей