Суда, ставшие легендами

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/07/tstststststs.jpg

В конце июля «Звёздочка» отмечает 65-летие. В её активе 135 отремонтированных, модернизированных и переоборудованных подводных лодок, большинство из которых с ядерными установками, 88 надводных кораблей и судов гражданского назначения, 250 построенных судов, плав-средств и сооружений. Сего-дня мы заострим внимание на гражданских судах.

Эру ремонта судов гражданского назначения на молодой ягринской верфи открыли зверобойная шхуна «Зеленец» и буксир «Торжок». Это было в 1955 году. В следующем предприятие отремонтировало Архангельскому тралфлоту, морскому торговому порту шесть судов, среди которых рыболовный траулер «Тула», зверобойная шхуна «Чистополь», буксир «Моржовец».
К гражданским заказам относится и первый в мире атомный ледокол «Ленин», который предприятие отремонтировало и переоборудовало в 1970 году, выполнив ответственнейшее задание правительства СССР к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, за что было удостоено ордена Ленина. Через три года завод вернул в строй колёсный пароход «Н.В. Гоголь», списанный Северным речным пароходством на металлолом, сделав из него плавбазу отдыха для своих тружеников.
Ныне ледокол «Ленин» является музеем атомного ледокольного флота России и стоит в Мурманском порту, а колёсник «Н.В. Гоголь», которому в этом году стукнет 108 лет, по-прежнему ходит по Северной Двине, исправно выполняя функции туристско-экскурсионного судна, ставшего героем фильмов.
В первой половине 90-х годов производственная ситуация на «Звёздочке» изменилась не в лучшую сторону: госзаказ заметно сократился, и, чтобы не потерять квалифицированные кадры, руководство предприятия пошло на поиски заказов гражданского назначения. Благодаря настойчивости организаторов производства их находили. Первым откликнулся Архангельский тралфлот, направив для переоборудования рыболовный траулер «Новоазовск». Впервые в российской практике судоремонта «Звёздочка» удлинила корпус судна на 10 метров, и траулер после ремонта показывал хорошие результаты в рыбном промысле. Затем ремонт прошли сейнеры «Скулте» и «Сардинелла», за ними пять больших морозильных траулеров, в числе которых «Ветлуга», «Гремиха», «Варзуга». Отличилось предприятие и при ремонте научно-исследовательского судна «Профессор Куренцов», ледокола «Диксон» — оба финской постройки.
Параллельно завод стал строить суда и другие плав-средства. Пионерами в этом направлении стали заказы Голландии. Первым для неё был построен корпус бункерного судна, названный заводскими острословами «летучим голландцем», за ним три буксира и два плавучих рыборазводных завода. Потом ягринские корабелы перекинули «трап» на строительство отечественных судов. Здесь заводу навстречу пошло ОАО «Грумант-флот», сделав заявку на строительство морозильного траулера проекта 50010 «Ягры». Судно сдали заказчику в 1998 году. За ним были построены ещё два пахаря морских нив — траулеры «Архангельск» и «Койда-2». Все они успешно занимаются добычей рыбы по сей день.
А с какой радостью и энтузиазмом заводчане приступили в 1994 году к строительству СПБУ «Арктическая»! И пусть оно длилось до 2012 года, зато «Звёздочка» в очередной раз прославилась своим мастерством выполнять работы любой сложности.
В активе завода были и заказы служителей церкви. Ягринцы построили для Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря два судна прибрежного плавания — «Голгофу» и «Святого Анзера».
В заводском музее «Звёздочки» гражданскому судостроению уделено много внимания. Новым поколениям заводчан есть что посмотреть, чему поучиться у тех, кто стоял у истоков заводского судоремонта и судостроения. Это ли не добрая память о тех, кто сделал «Звёздочку» известной в России и далеко за её пределами.

Анатолий ПОПОВ
Фото из архива автора

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей