Внимательно изучаю историю строительства подводных лодок на Севмаше в прошлом веке, изыскивая интересные, на мой взгляд, факты их мор-ской судьбы. К слову, многие из этих «героев» проходили потом ремонт на «Звёздочке» и «совершали автономки» по страницам «Северного рабочего». Что и сегодня продолжают делать, вызывая трепет у читателей, бывших и настоящих корабелов и моряков-подводников.
За десятилетия строительства подводных лодок на Севмаше только одна-единственная атомная подводная лодка К-27 (заводской № 601) проекта 645 была спущена на воду 1 апреля 1962 года.
Как известно, К-27 была опытной субмариной с жидкометаллическим теплоносителем реактора. В первой половине 60-х годов К-27 под командованием первого командира корабля капитана I ранга И.И. Гуляева совершила два автономных похода на боевую службу. За успешное освоение новой техники И.И. Гуляев удостоен звания Героя Советского Союза.
К сожалению, в мае 1968 года на лодке произошла авария реактора, после которой её поставили на прикол, на ней стали проводить различные операции, связанные с флот-скими задачами. В начале 1979 года АПЛ К-27 исключили из состава ВМФ, а осенью 1982-го затопили у северо-восточного побережья архипелага Новая Земля. Такова судьба «первоапрельской» субмарины.
Среди подводных лодок Северного флота есть только один ракетоносец, первоначально носивший чисто партийное наименование — «Имени XXVI съезда КПСС». Это РПКСН К-51 (заводской № 379) проекта 667БДРМ. Над таким «кудрявым» названием корабля нередко шутили флотские острословы, называя его «подводным комиссаром». В феврале 1999 года крейсер перестал быть «партийным» — его переименовали в «Верхотурье», а шефство над ним взяла Свердловская область. В том году «Звёздочка» завершила ремонт этого подводного ракетоносца, открыв эру возвращения в боевой строй всей флотилии ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667БДРМ. Тем самым воплотила в реальность мечту главного конструктора ЦКБ «Рубин» С.Н. Ковалева.
Только две атомные подводные лодки, построенные Севмашем, имеют самое близкое отношение к Дню моряка-подводника. Это АПЛ К-441 (заказ № 366) и К-455 (заказ № 368) проекта 667БДР. Именно в этот день 45 лет назад они были зачислены в список кораблей ВМФ. Больше таких случаев в практике отечественного судостроения не наблюдалось. АПЛ К-441 во второй половине 80-х годов проходила средний ремонт на «Звёздочке». Впоследствии оба ракетоносца совершили подлёдный межфлотский переход и вошли в состав Тихоокеанского флота.
Анатолий ПОПОВ
Фото из архива автора