В среду на трассе только что построенного зимника от шоссе Северодвинск — Онега до села Нёнокса встретились мэр Михаил Гмырин и начальник Нёнокского территориального отдела администрации Северодвинска Лариса Швагирева.
Зимник на Нёноксу построен. Теперь его надо обслуживать и беречь
Михаил Аркадьевич приехал со стороны города, Лариса Васильевна — со стороны села Нёнокса. Местом встречи стал новенький деревянный мост через речку Карахта. И можно сказать, что встреча на Карахте носила исторический характер: оба прибыли на машинах, тем самым официально обозначив факт, что зимник готов и началось устойчивое автомобильное сообщение между городом и селом.
Добраться на машине в село можно было и раньше, но, как правило, с элементами экстрима: свернув с Онежского тракта, водитель рисковал завязнуть — летом в болоте, зимой в снегу. Регулярное сообщение с Нёноксой осуществлялось лишь по железной дороге — два раза в день туда ходит поезд-дежурка. А об автомобильной дороге жители села Нёнокса и посёлка Сопка (это более тысячи человек, в летний период — около трёх тысяч) мечтали несколько десятилетий. И вот она появилась!
— Теперь мы не привязаны к расписанию дежурки, завозим по дороге продукты и грузы. Не нужно будет вызывать санавиацию, чтобы срочно транспортировать больного в город, — говорит Лариса Швагирева. — Со строительством автодороги открываются перспективы для развития туризма, фермерских хозяйств.
Два года шли работы по строительству автозимника протяжённостью 12 км. В 2012 году из местного бюджета на них выделено 3,5 млн рублей, а в 2013-м — уже 16,7 млн. В 2012-м проведены подготовительные работы; в 2013-м сделано основание дороги (песчаное, местами с применением бетонного боя), построен мост через Карахту, уложены семь водопропускных труб, расширено дорожное полотно. Оборудованы примыкания: с одного конца — к бетонке близ Нёноксы, с другого — к трассе Северодвинск — Онега. Если раньше поворот на зимник могли найти только посвящённые, то теперь на 45-м километре дороги на Онегу у отсыпанного песчано-гравийного треугольника (это и есть примыкание) появился заметный издалека указатель.
Объект, о котором мы говорим, — автозимник продлённого срока эксплуатации. Пользоваться им можно только в сухую погоду и при минусовой температуре. Если ездить по зимнику в период распутицы, «убить» его можно за одну весну. Поэтому на мосту через Карахту шла речь и о том, что в отдельные периоды года выезд на зимник придётся перекрывать шлагбаумами.
— Теперь главное — сохранить эту дорогу в рабочем состоянии, — сказал Михаил Гмырин. — Для следующих этапов строительства (грунтовая и затем асфальтированная дорога) необходимо привлекать средства областного и федерального бюджетов.
В ноябре прошла информация, что на 2015 год запланирована отсыпка будущей круглогодичной дороги; стоимость работ порядка 96 млн рублей. Станут ли планы реальностью, пока сказать трудно. Так что дорогу, которая уже построена, нужно беречь всем миром.