Напомним, что начинали строить уникальное сооружение в 2006 году корабелы Севмаша. Однако позже заказ был передан Балтийскому заводу в Санкт-Петербурге. Но всё это время северодвинцы продолжали трудиться на заказе: на заводе среди специалистов много тех, кто раньше работал на «Звёздочке» и Севмаше, бывших военных.
Плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» буксируют из Санкт-Петербурга
Сейчас произошло знаковое событие — буксировка первого в мире плавучего энергоблока на базу Атомфлота в Мурманск. Транспортировку несамоходного судна осуществляет буксир «Умка». На его борту в составе экипажа находится инженер по обслуживанию судовых систем энергоблока Александр Витязев (на снимке). На заказе он работает с прошлого года — проводил швартовые испытания и приёмку систем. Энергетик с 28-летним стажем, в недавнем прошлом работник Северодвинской ТЭЦ-2, последние три года был начальником смены котлотурбинного цеха.
— Этот опыт мне очень пригодился, — рассказывает Александр. — По турбинному оборудованию здесь мало специалистов, а для меня оно близкое и знакомое.
Швартовка в Мурманске произойдёт ориентировочно 26—27 мая. Осенью состоится загрузка ядерного топлива в реактор и физический пуск энергоблока, а летом следующего «Академик Ломоносов» по Северному морскому пути отправится на Чукотку, где сейчас строится первая и самая северная в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС). Она должна заменить выбывающую из строя в 2019 году Билибинскую АЭС.
«Академик Ломоносов» предназначен для обеспечения электроэнергией и теплом труднодоступных объектов в северных морях, а также для опреснения морской воды. Пятую часть экипажа (всего в смене 70 человек) энергоблока составляют северодвинцы. Работать на ПАТЭС они будут вахтами по два или три месяца. На установке есть каюты, бассейн, сауна, спортзал и всё необходимое для проживания.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Станция будет оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек. Расчётный срок эксплуатации — 38 лет: три цикла по 12 лет, между которыми осуществляется ремонт реакторных установок.
Фото Александра Витязева