Зрителям, которые любят интеллектуальную фантастику, могут обойтись без глобальных катастроф и страстной любви, удовлетворяясь наличием красивой женщины в кадре и крутыми боями, и кому само словосочетание «Призрак в доспехах» ничего не говорит, — таким зрителям можно смело порекомендовать этот фильм.
И по форме, и по содержанию
От культового аниме
Трудно сказать, как бы публика восприняла «Призрака» Руперта Сандерса, если бы такая картина возникла на пустом месте. Но в том-то и дело, что есть предыстория.
Вначале была манга Масамунэ Сиро (1991 год) — киберпанк, антиутопия. Потом аниме Мамору Осии 1995 года, ставшее воистину культовым, особенно среди интеллектуальной молодёжи. Собственно, этим аниме и вдохновились Вачовски, тогда ещё братья, при создании «Матрицы», взяв на вооружение некоторые идеи и технические приёмы: знаменитые медленные пули, например. А ещё есть сериал, полнометражные фильмы и куча дополнительных материалов…
И вот теперь — голливудский блокбастер от Руперта Сандерса (режиссёра, известного разве что «Белоснежкой и Охотником»), не очень тепло встреченный фанатами оригинала.
Аниме очеловечили не только по форме, но и по содержанию. Само понятие «призрака» не раскрыто: в каноне это сознание, личность киборга, а «доспехи» — тело, будь оно человекоподобным или паукотанкообразным. Философия искусственного интеллекта — суть канона, а в фильме машинный разум вообще выведен за рамки. Когда главная героиня замирает, прежде чем убить гейшу-киборга, взмолившуюся о пощаде, шеф её подбадривает: «Она не такая, как ты! Она робот!».
Да, главная героиня, майор Мира Киллиан, она же Мотоко Кусанаги, в киноверсии человек. Живой человеческий мозг, помещённый в искусственное тело. Ей сказали, что террористы взорвали корабль, на котором она плыла с родителями, удалось спасти только её мозг. Из прошлой жизни майор ничего не помнила, но прониклась идеей борьбы с терроризмом.
Кстати о кастинге
На мой взгляд, Скарлетт Йоханссон в этой роли смотрится очень органич-но, хотя во время кастинга кинокомпанию буквально преследовали критики из-за того, что в главной роли не азиатка. На что продюсер Стивен Пол ответил, что видит мир «Призрака в доспехах» интернациональным, а Мамору Осии, режиссёр оригинального аниме, отметил, что героиня имеет не- настоящее имя и тело, а значит, не обязательно должна обладать азиатской внешностью.
Зато Дайсукэ Арамаки в фильме настоящий японец и даже говорит по-японски. В этой роли снялся Такэси Китано — режиссёр, актёр, писатель, художник, поэт, телеведущий. И Пилу Асбек в роли Бато весьма похож на рисованный оригинал, особенно после замены глаз.
И ещё в фильме есть персонаж по имени Хидэо Кудзэ, который по сюжету в некотором роде исполняет обязанности Кукловода из первого аниме — до тех пор, пока не открывается истина… Только не та, что в оригинале.
Киборги и люди
В фильме Сандерса истина, можно сказать, прямо противоположная. Не пиетет перед безграничными возможностями киберразума, а возвращение в реальный человеческий мир. Память о прошлом. Родной дом. Кошка. Мама, оплакивающая погибшую дочь…
Вселенная «Призрака в доспехах» в фильме упрощена. Да, люди используют искусственные, улучшенные части тел и органы. Да, существует сеть, по которой можно общаться мысленно, и сознание человека (или киборга) можно через эту сеть взломать. Однако киборги в фильме лишь куклы, исполняющие приказы.
В отличие от людей, наделённых нравственным чувством, которые могут сделать свой выбор… Даже если он будет стоить жизни. Интрига фильма в поиске и разоблачении истинного злодея: кто же тут настоящий Карабас-Барабас, то бишь Кукловод? Кто считает себя вправе лишать протестующих молодых людей их собственной жизни, превращая в роботов? Категории добра и зла из многомерного цифрового пространства возвращаются в привычную плоскость реальности.
Время покажет
Так вышло, что для поклонников канона фильм выглядит упрощённым, а для любителей боевичков сложноват, пожалуй. И кассовые сборы на старте оставляют желать лучшего. Однако несомненно, что смотреть его будут. И пересматривать с выходом DVD. И может, в будущем «очеловеченная» версия «Призрака в доспехах» окажет больше влияния на юные умы… Кто знает?
Фильм снят необычайно красиво. Некоторые знаковые сцены воссозданы буквально — только в объёме, поэтому впечатляют ещё больше. Виды города будущего с парящими в воздухе гигантскими голографическими рыбами, цветами, красавицами, монахами просто завораживают. Это стоит посмотреть даже ради картинки.
Добавлю ещё, что музыку к новому фильму написал Клинт Мэнселл, особенно известный по «Реквиему по мечте».