Они были первыми

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2024/02/saf.jpg

О тех, кто внёс вклад в становление «Звёздочки»

В середине октября прошлого года «Звёздочка» отметила 69-ю годовщину начала своей производственной деятельности, о чём «Северный рабочий» сразу широко проинформировал горожан. Богата история ягринской верфи, получившей мировую известность. Её создавали тысячи корабелов, в числе которых были и те, кто стоял у истоков завода № 893, будущей «Звёздочки», — это первый директор Тимофей Васильевич Сафронов и первый бригадир Алексей Владимирович Косенко, который, к счастью, здравствует по сей день. О них мы сегодня и расскажем.

Директор Тимофей Сафронов

У Тимофея Васильевича, выходца из семьи ткачей, трудная, но впечатляющая судьба. На свет божий он появился 19 января 1893 года в городе Егорьевске Рязанской губернии. Свой трудовой путь начал маслёнщиком на местной бумагопрядильной фабрике, когда ему было 13 лет. В 1914 году крепыша Сафронова, имеющего за плечами пять классов приходской школы и профессию маслёнщика, связанную с механизмами станков, взяли служить на Балтийский флот. Там и застала его революция. В 1917 году матросы избрали Тимофея Васильевича секретарём дивизионного комитета минных тральщиков. В следующем году балтиец-активист возглавил судовой комитет линкора «Петропавловск» (экипаж насчитывал 1300 человек) — одного из самых мощных кораблей Балтфлота. Так морская служба, которую он завершил в 1920-м, навсегда связала его с кораблестроением.

В 1923 году, когда недавнему военмору стукнуло 30 лет, он поступил в Одесский политехнический институт, где шесть лет спустя получил диплом инженера-кораблестроителя. После института работал на инженерных и руководящих должностях на разных предприятиях судпрома, в том числе на Одесском судоремонтном-судостроительном заводе Наркомата водного транспорта, во Втором Государственном союзно-проектном институте — ГСПИ-2. Что касается этого института, то здесь Тимофей Сафронов исполнял обязанности управляющего. Ответственность была огромной. 1936 год, в Молотовск прибыла правительственная комиссия по выбору места для возведения крупного судостроительного завода № 402 (Севмаша), которую возглавлял Тимофей Сафронов. Место было выбрано удачное — район у бывшего Николо-Корельского монастыря. В конце апреля 1936 года Сафронов доложил о результатах работы комиссии на заседании правительства. Доклад внимательно слушал И. В. Сталин и выбор места строительства завода одобрил, пожав руку Тимофею Васильевичу.

Затем Сафронов трудился ещё на нескольких ответственных должностях, в том числе с 1943 года возглавлял Архангельскую судоверфь Главсевморпути. В июле 1946-го Советом министров СССР было принято постановление о строительстве государственного оборонного завода № 893, специализирующегося на ремонте лёгких крейсеров и подводных лодок. Тимофея Сафронова назначили председателем комиссии по выбору места для строительства нового завода в районе побережья Белого моря. Выбрали остров Ягры. Министерство судпрома предложение комиссии одобрило, первые строительные работы начались в 1947 году.

В 1951 году Тимофей Васильевич снова появился в нашем городе: 7 июля приказом министра судпрома СССР В. А. Малышева его назначили директором строящегося на острове Ягры судоремонтного завода № 893. Перед Сафроновым была поставлена задача: в 1954 году ввести в эксплуатацию первоочередные цеха и начать производственную деятельность завода. Задание правительства было успешно выполнено. В 1954-м были приняты в эксплуатацию блок монтажных цехов (цех № 12), участки мелководной набережной. С июля 1954 года новый завод начал свою производственную деятельность, выполняя работы, связанные с собственным строительством. 14 октября 1954-го был принят первый заказ — ледокольный пароход «Прончищев».

Заводом № 893 Т. В. Сафронов руководил с 1951 по 1956 год. С 1954 по 1956 год здесь были отремонтированы две дизельные подводные лодки времён Великой Отечественной войны, шесть больших охотников и сторожевых кораблей, ледокольный пароход «Прончищев» и восемь судов гражданского назначения. Естественно, параллельно выполнялись и другие задачи.

Бригадир Алексей Косенко

Очевидцы говорят, когда Алексей Владимирович Косенко после ухода на пенсию в 1987 году снова посещал родную «Звёздочку», то непременно проходил мимо цеха № 9, где продолжил свою производственную деятельность в 1954 году. Почему — об этом я и постараюсь поведать.

Родился Алексей Владимирович в 1930 году в селе Пристень Ровеньского района Белгородской области в семье колхозников. Окончил семь классов, получив по тем временам достойное образование. Как и вся деревенская ребятня, помогал родному колхозу. И тут Алексею повезло: осенью 1947 года по спецнабору его отправили учиться в Ленинград на шестимесячные курсы по специальности «сборщик корпусов металлических судов» в школе ФЗО № 30 на базе судостроительного завода № 190 имени А. А. Жданова. После завершения учёбы в мае 1948 года он был принят на этот завод в цех № 7 сборщиком. Старательно трудился Алексей, парня приметили и в декабре 1950 года направили учиться в управление трудовых резервов № 265, где зачислили курсантом в школу мастеров производственного обучения. Окончив её, он получил направление в Архангельское управление трудовых резервов, а оттуда — в город Молотовск, в школу ФЗО № 7 при заводе № 402 (Севмаш). И здесь Алексей Владимирович проявил себя, подготовив судовых сборщиков для цехов №№ 7, 5 и 40. После того как в сентябре 1954 года ФЗО № 7 закрыли, опытный производственник Косенко перешёл работать на открывшийся завод «Звёздочка».

Вчерашнего мастера производственного обучения, корабела с шестым разрядом судового сборщика отдел кадров, как говорится, принял с объятиями, зачислив в блок цехов № 12. Сразу же назначали первым бригадиром завода № 893. С первых дней руководства коллективом, в котором классных сборщиков было мало, Алексей Владимирович понял, что будет нелегко. Однако духом не пал, а принялся показывать уроки мастерства своим подопечным, умело требуя от них и вхождения в профессию, и трудовой дисциплины. Алексей Владимирович с гордостью вспоминает, что его бригаде довелось работать на первом заказе завода — ледокольном пароходе «Прончищев», а затем на сторожевых кораблях проекта 50 «Росомаха», «Барс», «Леопард». В 1954 году за успехи в ремонте заказов бригадир Алексей Косенко был награждён почётной грамотой за номером один, вручал её первому бригадиру первый директор завода Тимофей Сафронов.

Далее бригаде поручали работать на дизельных и атомных подводных лодках, в том числе на первой для «Звёздочки» АПЛ К-33 проекта 658М (заводской номер 902), где пришлось здорово потрудиться в спецотсеке. Алексей Владимирович вспоминает: «Сначала нам было страшновато, потом привыкли, освоили работы, требовавшие хорошего качества, промахов с нашей стороны не должно было быть. С заданием справились, нареканий не поступало. Корабль ушёл в море надёжно подготовленным». Принимала бригада Косенко активное участие и в ремонте первого в мире атомного ледокола «Ленин». Трудовых примеров из производственной жизни знатного бригадира можно привести много. За период работы Алексея Владимировича «Звёздочка» отремонтировала 77 подводных лодок, большинство из которых атомные, 29 надводных кораблей.

На «Звёздочке» Алексей Владимирович работал с 1954 по 1987 год, в цехах №№ 12 (ныне № 9), 11, 15, 7 и 10. Трудовую книжку ветерана украшают более 40 благодарственных записей. Он кавалер ордена Трудового Красного Знамени, многих медалей, ему присвоены звания «Ветеран Великой Отечественной войны» и — дважды — «Почётный ветеран предприятия». Алексей Владимирович, которому идёт 94-й год, здравствует, в образцовом порядке содержит своё подсобное хозяйство и по-прежнему интересуется жизнью родной «Звёздочки», принимая участие в важнейших мероприятиях коллектива.

Фото из фонда музея «Звёздочки»

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829  

Архив записей