Выбор — за вами

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/11/foto1-1-11.jpg

В ДЮЦе прошёл день профориентации школьников

Кем стать: медиком, инженером, сварщиком, парикмахером, моряком, поваром или зоологом? Профессий много, но определяться старшеклассникам нужно уже сейчас. Как выбрать своё и не разочароваться, какие экзамены сдавать и куда пойти учиться? У кого-то много вопросов, у кого-то — сомнений. Помочь ребятам узнать больше и не растеряться в мире профессий помогло традиционное мероприятие — день профориентации.

Представители 11 учреждений высшего образования, 15 учреждений среднего профессионального образования, около тысячи учащихся 8—11-х классов. Второй этаж Детско-юношеского центра стал не просто площадкой, предлагающей выбрать учебное заведение. Здесь для юных северодвинцев прошли первые профессиональные пробы. День профориентации организуется уже более 10 лет, а проводником в мир специальностей является отделение занятости населения по городу Северодвинску.

Самые узнаваемые представители своей профессии — люди в белых халатах. Северный государственный медицинский университет, свои факультеты и интерактивную площадку «Городок здоровья» представили 25 студентов. Не через скучные буклеты, а благодаря живому общению и с помощью медицинского оборудования — они рассказывают школьникам о тонкостях обучения в СГМУ и даже используют мероприятие как удачный момент для практики.

Для кого-то, например, может стать полезной личная история Валерии Сохань — студентки четвёртого курса факультета клинической психологии. Когда-то перед девушкой также встал выбор: куда поступать. Профориентационный тест подсказал в том числе и специальность психолога.

— В девятом классе я стала изучать, кто такие психологи, чем они занимаются. Какие нужны личностные качества, какие надо сдавать экзамены для поступления. Потом начала искать вузы. На психолога обучают в САФУ и СГМУ. Только разница в том, что в СГМУ обучают психологии, которая направлена на работу с не нормой, а в САФУ — с нормой. Выбор пал на получение специальности клинического психолога в СГМУ. Учиться нужно пять с половиной лет, но я считаю, это недолго, годы летят незаметно.

Я не разочаровалась в своём выборе. У нас много практики. Мы ездим в больницы, обследуем больных: детей и взрослых. Например, сейчас у нас проходит практика в областной больнице, там обследуем взрослых, собираем анамнез: историю жизни и болезни, проводим беседы, пробуем различные методики. В частности, через рисуночный тест определяем, психическое это заболевание или соматическое. Здесь со школьниками также пробую проектную методику — рисуем несуществующих животных. Это такая экспресс-диагностика. По внешнему виду животного я определяю главенствующие черты личности, — рассказала Валерия Сохань.

Хотя второклассница Оля Житова ещё только в начале своего образовательного пути, но всё же заинтересовалась профессией стоматолога. Тем более что на специальном манекене позволили удалить абсолютно все зубы!

— Мы шли с кружка и захотели посмотреть и попробовать. К студенткам стоматологического факультета Оля подошла сама. У неё есть интерес к медицине, она ничего не боится, сестре-двойняшке всегда помогает — например, если та поранится, — поделилась мама Оли Мария Житова.

Кроме стоматологии студенты СГМУ провели мастер-классы по педиатрии, фармации, медицинской биохимии, медико-профилактическому делу, лечебному делу и психологии.

Как рассказала начальник управления образования администрации Северодвинска Елена Комарова, в новом учебном году профориентация получила перезагрузку. С этого учебного года каждая образовательная организация реализует профориентационный блок в комплексе внутри программы воспитания, в том числе и через внеурочную деятельность.

— Сменился вектор профориентации, когда школа не просто даёт ребёнку знания, она должна настроить его на продолжение образовательного маршрута. Формально это всегда так и было, но сейчас перед школой поставлена конкретная задача. Педагогический коллектив должен готовить ребёнка внутренне, личностно и морально, чтобы в дальнейшем исключить выпады из профессионального обучения, когда некоторые вдруг понимают, что не туда поступили.

На этом мероприятии образовательные организации Архангельской области очень хорошо представлены, есть определённая конкуренция, и эта конкуренция делает работу с абитуриентами очень здоровой. Произошёл перелом сознания в обществе, ценность образования вернулась. Ценность высшего образования не как «бумажки», а как получения компетенций, когда молодой специалист становится конкурентоспособным на рынке труда, — отметила Елена Николаевна.

А на рынке всё будет стабильно минимум ближайшие пять лет — нехватка рабочей силы. Об этом рассказала начальник отделения занятости населения по городу Северодвинску Татьяна Васильева.

— Обстановка по городу в целом такая же, как и по России: дефицит рабочей силы. Почему? Здесь много причин. Во-первых, демографическая яма. Сейчас на рынок труда выходит трудоспособное население в возрасте около 30 лет — это дети 1990-х, там была очень низкая рождаемость. Также многие уезжают по разным причинам. В нашем отделении зарегистрировано около 400 безработных северодвинцев, а вакансий — 2500. Сейчас рынок не принадлежит работодателю, он принадлежит работнику. И именно работник выбирает. А работодатель в свою очередь должен постараться привлечь специалиста именно к себе в компанию.

У нас есть множество рабочих мест на предприятиях ОСК: токари, фрезеровщики, сборщики, сварщики. Эти специалисты всегда востребованы на рынке труда. Плюс много вакансий в сфере общепита и торговли: повара, буфетчики, кассиры, продавцы. Много вакансий в сфере здравоохранения: врачи, медсёстры. В сфере образования не так много, но тоже есть: учителя, воспитатели, психологи, логопеды.

Поэтому цель нашего мероприятия — чтобы дети, во-первых, определились с выбором профессии, потому что сложности есть у всех, во-вторых, мы хотим, чтобы наши учебные заведения тоже работали на полную мощность, чтобы дети не уезжали из города, из области, чтобы они учились и оставались здесь, — отметила Татьяна Александровна.

Нехватку рабочих кадров можно подтвердить ещё одним фактом. Высшая инженерная школа САФУ также ощущает дефицит студентов. Её директор Сергей Аксёнов рассказал, что с 2016 года вместо факультетов в САФУ — Высшие школы. Всего их восемь. Направления подготовки Высшей инженерной школы (бакалавриат): строительство, технологические машины и оборудование, техносферная безопасность, эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, технология художественной обработки материалов и технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств. Есть специалитет (срок обучения — шесть лет): строительство уникальных зданий и сооружений. Есть также возможность окончить магистратуру и аспирантуру.

— Самое большое количество бюджетных мест по всей стране сейчас выделяется на два направления подготовки: информационные технологии и технологические машины и оборудование. Такие специалисты просто нарасхват. Да и в целом технарей сейчас дефицит по всем направлениям подготовки. Если раньше ребята искали работу, то сейчас работодатели стоят в очереди за выпускниками. По всей стране идёт перевес гуманитариев.

Наша Высшая инженерная школа образовалась путём слияния строительного, механического факультетов и факультета МТД. У нас есть аккредитованная лаборатория, а за плечами не один десяток обследованных объектов: поползали и по зданиям, и по сооружениям, изучаем забивание свай, техническую экспертизу. Такая внеучебная деятельность — это и наука, и производство, а самая лучшая практика — когда студенты не по книжкам учатся, а прямо на производстве, где всё шумит и двигается, — рассказал Сергей Евгеньевич.

Помимо представителей учебных заведений впервые в этом году свои площадки представили Союз машиностроителей России, Севмаш и «Арктика». Так, ведущие специалисты проектно-конструкторского бюро Севмаша провели интерактивное занятие «Цифровые технологии судостроения».

Стоит сказать, что мастер-классы проводились по предварительной записи, а заполнилась она в первый же день после рассылки в городские школы. Так, Архангельский политехнический техникум провёл профессиональные пробы по ремонту и обслуживанию автомобилей, а также познакомил ребят с садово парковым и ландшафтным строительством. Техникум строительства, дизайна и технологий представил учащимся профессии электромонтажника, столяра, штукатура; направления: швейное дело, делопроизводство, сервис домашнего и коммунального хозяйства. Студенты Архангельского государственного многопрофильного колледжа предложили школьникам перевоплотиться в зоотехника и ветеринара. Северодвинский техникум судостроения и судоремонта представил профессии слесаря-монтажника, секретаря, сварщика. Северодвинский техникум социальной инфраструктуры рассказал о профессиях повара, кондитера, электромонтёра, слесаря, коммерческом (торговом) деле.

Студенты СГМУ и ординаторы первого года провели мастер-классы «О чём говорят КТ и МРТ» и «Услышь своё тело». Мастер-класс с элементом викторины «Своя игра» познакомил гостей площадки с профессиями эколога, биоэколога, инженера-эколога, лаборанта (для любителей естественно-научных дисциплин), эколога-проектировщика, специалиста по экоэкспертизе. Игра-викторина «Кто такой философ?» рассказала о таких профессиях, как научный сотрудник, аналитик, проектный менеджер, культуролог, социолог, политический консультант, политик, государственный служащий. А интерактивная игра «Занимательный французский» поведала о профессиях лингвиста, филолога, учителя иностранных языков, русского и литературы, гида, переводчика. Познакомил с профессиями специалиста по промышленной безопасности, инженера по охране труда, государственного инспектора Роструда/Ростехнадзора, специалиста службы ГО и ЧС мастер-класс «Боевая форма пожарного/оказание первой помощи».

Цель мастер-класса «Художественная обработка материалов» — знакомство с профессиями дизайнера-конструктора, инженера-дизайнера, инженера-технолога, реставратора, дизайнера интерьеров, мебели, 3D-визуализатора, а мастер-класса «Геология и горное дело» — с профессиями геолога, начальника геологоразведочной экспедиции, горного инженера, горного мастера, геодезиста, кадастрового инженера.

Всего состоялось 15 мастер-классов, на которых побывали более 500 участников дня профориентации.

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей