От корабелов Северодвинска — Архангельску

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/10/foto1-1-16.jpg

История о том, как наш город связал берега столицы Поморья

Самый северный разводной мост в мире, расположенный в Архангельске, — Северодвинский мост — представляет Поморье в проекте «Россия — страна достижений». Мостовое сооружение имеет важнейшее значение в транспортной системе Поморья. Длина моста — почти два километра. В сутки здесь могут проходить 60 пассажирских и грузовых составов: для поездов это единственная возможность попасть в Архангельск.

Его строительство началось в 1958 году, а через шесть лет, в 1964-м, мост передали в эксплуатацию. Это событие стало долгожданным для жителей города, долгое время испытывавших трудности из-за отсутствия моста. До его постройки, чтобы попасть на левый берег Северной Двины, где располагались трасса М-8 и железнодорожный вокзал (здание вокзала до сих пор сохранилось и находится в отличном состоянии. — Прим. авт.), приходилось переправляться на катерах, пока в 1958 году на заводе № 402 не были построены два парома: «Северодвинск» и «Норильск».

Создание проекта судов, предназначенных для Архангельска, поручили конструкторскому бюро ЦКБ-16 (в настоящее время — КБ «Малахит»). В 1955 году специалисты под руководством главного конструктора Марии Ремпель подготовили рабочую, сдаточную и эксплуатационную документацию, предназначенную для постройки ледокольного автомобильного парома проекта 722, рассчитанного на перевозку 10 грузовых автомобилей ЗИС-151 и 90 пассажиров. Уже в июне 1958-го северодвинские корабелы передали Северному речному пароходству два судна, построенных по проекту 722.

Производственная загрузка завода № 402 в 50-е годы прошлого века была не только весьма объёмной, но и максимально разнообразной. Строительство надводных и подводных кораблей, включая революционные для тех дней атомоходы, а также вспомогательных судов ВМФ не мешало работе и над гражданскими заказами. Всего по проекту 722 на заводе было построено два парома. Они получили имена «Северодвинск» и «Норильск» и использовались для переправы через Северную Двину в Архангельске. Ещё четыре судна построили на заводе № 194 (в настоящее время — Адмиралтейские верфи) в Ленинграде: «Сыпрус», «Суурупи», «Котлин» и «Виимси». С их помощью обеспечивалось круглогодичное сообщение жителей эстонских островов Сааремаа и Хиумаа с материком, а также Кронштадта с фортами и городом Ломоносов.

Длина каждого из судов была 45,6 метра, ширина — 11 метров, высота борта — четыре метра, а осадка — 2,6 метра. Они оснащались двумя главными двигателями мощностью 300 л. с. Экипаж состоял из 12 человек. При погрузке десяти легковых автомобилей вместимость пассажиров увеличивалась с 90 до 173 человек. Ледовые подкрепления корпуса допускали продвижение во льду толщиной до 200 миллиметров.

«Северодвинск» трудился на перевозке пассажиров и автотранспорта на переправе из Архангельска на левый берег до 1965 года. После ввода в эксплуатацию первого на Северной Двине железнодорожного моста был переведён в Таллин в состав Эстонского морского пароходства, а примерно в 1987 году — в Северо-Западное бассейновое управление в Лениграде. Сегодня судно принадлежит ФБУ «Администрация «Волго-Балт», порт приписки — Шлиссельбург.

«Норильск» также вместе со своим собратом после постройки моста был переведён в Таллин, а затем — в Ленинград. Сейчас они борт-о-борт трудятся в администрации «Волго-Балт». Порт приписки у Норильска — Санкт-Петербург.

Проект моста через Северную Двину был разработан там же, в Ленинграде, в институте «Ленгипротрансмост». При строительстве этого разводного совмещённого моста впервые в отечественной практике опоры строения были сооружены на ж/б оболочках диаметром четыре и шесть метров, глубиной до 50 метров при уровне воды более 25 метров. Металлические пролётные строения монтировались в полный навес с консолью длиной 176 метров и весом 2500 тонн с использованием предварительно напряжённого шпренгеля.

Официальное открытие моста состоялось 5 ноября 1964 года. После того как председатель Архангельского облисполкома Владимир Агибалов перерезал ленточку, по мосту прошли первый железнодорожный состав и колонна автомашин. 25 января 1965 года состоялось открытие железнодорожной станции Архангельск-Город и началось регулярное железнодорожное сообщение по Северодвинскому мосту.

Мост обладает самой большой вертикальной подъёмной системой в России: высота подъёма подвижного пролёта для пропуска судов по реке достигает 88 метров. При этом поднять его можно при отсутствии электроэнергии — 20 человек это сделают с помощью системы ручных домкратов. За год через пролёт проходят более 300 судов. С моста открывается прекрасный вид на Северную Двину — крупнейшую судоходную водную артерию Русского Севера.

Фото Леонида КУЛЕШОВА и Северного речного пароходства

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей