«Бороться и искать, не найти, но и не сдаваться»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/10/ZSx44_PeqRg-.jpg

Дарья Антонова — финалист Всероссийского конкурса «Учитель года»

В сентябре этого года Архангельскую область в финале Всероссийского конкурса «Учитель года — 2023» представляла учитель русского языка и литературы школы № 19 Дарья Антонова. И пусть абсолютная победа нашей землячке не подчинилась, нам есть чем гордиться.

Несмотря на то что трудовой стаж Дарьи Олеговны составляет восемь лет, что не назовёшь малым сроком, учителя можно отнести к категории молодых специалистов. Девушка современная и креативная, молодая и амбициозная. С лёгкостью пройдя муниципальный этап, Дарья Антонова преодолела и региональный уровень.

— С самого первого дня, как только узнала об участии в конкурсе, я поняла, что это ответственность. Архангельская область — это огромный регион. На конкурс в Москву я поехала на машине, и половину пути составляла территория нашей области. По-настоящему я это осознала только в эту поездку: проезжая границу Архангельской области, я задумалась, какую большую территорию буду представлять. И вне зависимости от результата целью было показать достойную работу. И это получилось. Ведь для меня конкурс — не просто испытание, а прежде всего возможность поделиться своим опытом, — отмечает Дарья Антонова.

Конкурсные испытания финала проходили на базе гимназии имени Е. М. Примакова, которая находится в деревне Раздоры Одинцовского городского округа Московской области. Первое задание — разговор со школьниками. Дарья Антонова беседовала с детьми о том, нужен ли человеку идеал. Такая тема досталась методом жеребьёвки.

— Было немного страшно, потому что дети чужие, дети из гимназии, уровень образования в которой очень высокий. И в какой-то момент я подумала, что мои материалы будут для них посредственными, возможно, им будет неинтересно. Но с первой секунды встречи с детьми мы наладили контакт, — рассказывает Дарья Олеговна.

Про систему оценок конкурсанты не знали. Лишь видели членов жюри на испытаниях. Это были победители конкурса разных лет и ректоры ведущих вузов страны.

— Мы вставали в 7 утра и заканчивали день в 11 вечера. Члены жюри также ездили с нами на разные экскурсии. Смотрели на то, как мы ведём себя в обществе, как общаемся. Нас не пускали на уроки коллег, но мы очень подружились. Я очень благодарна конкурсу за то, что у нас сейчас такая «пеликанья» семья (пеликан — символ Года педагога и наставника. — Прим. ред.). У нас образовалась дружная компания, мы друг друга поддерживали, помогали, до сих пор общаемся. Сейчас, когда всё уже позади, мне очень хочется стать наставником для тех, кто планирует участвовать в конкурсе «Учитель года», — делится Дарья Олеговна.

В первом туре финальных испытаний все конкурсанты написали педагогический диктант, провели «Разговоры со школьниками» и открытые уроки по своим предметам. По итогам этих испытаний были определены 15 лауреатов конкурса. Во втором туре лауреаты провели мастер-классы, ответили на вопросы жюри и журналистов, а затем в рамках испытания «Слово учителю» презентовали свои идеи развития сферы образования. Победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2023» стал Олег Янковский, учитель русского языка и литературы школы МИД РФ в городе Тегеране, Исламская Республика Иран.

— От участия в конкурсе я получила огромное удовольствие. Самое главное в работе педагога — получать удовольствие от того, что мы делаем, и передавать это удовольствие детям. И когда эти две линии сливаются в одну, получается образовательный результат. Перед конкурсом я очень долго репетировала, поэтому у меня было всё отработано. Я оцениваю свой результат достойно. Взаимодействие получилось, получилось передать знания школьникам, получилось найти контакт и создать атмосферу эмпатии, — рассказывает Дарья Антонова.

Стоит сказать, что сейчас девушка работает в школе, которую сама и окончила. В старших классах встал вопрос: архитектурный или филологический. Определиться помогли учителя.

— Мне всегда нравилось работать с живым словом, писать. Огромная благодарность учителям, которые дали тот импульс, который породил желание идти в наш САФУ на факультет филологии. Ведь на наших уроках было очень интересно, нестандартно, нам учителя давали какие-то интересные истории из литературы и из жизни, которые коррелировали друг с другом и пригодились нам в будущем. Я подумала: я тоже так хочу. Тоже хочу так же детям давать что-то доброе, мудрое, вечное, — делится учительница.

Доброе, мудрое и вечное Дарья Олеговна старается привить своему 7 «Б» порой нестандартным образом, внедряя свои личные уникальные разработки — методы преподавания и поощрения. Например, каждую неделю учитель даёт своим ученикам короткий интересный рассказ в рамках внеклассного чтения. Или по инициативе Дарьи Олеговны в школе проводится фестиваль забытых книг «А собака боса», где транслируются забытые произведения, те, которые были актуальны 10 или 20 лет назад. Например, «Тимур и его команда». Дети транслируют опыт прочтения в современной сейчас форме стендапа, задача — завлечь публику прочитать то или иное произведение. Таким образом выстраивается работа по формированию читательской грамотности и любви к чтению в целом.

— Также я использую метод свободного эссе — это технология, которая придумана мной пять лет назад. Благодаря ей я и стала победителем муниципального конкурса. Это технология, когда ребёнок пишет свободно. Он пишет всё, что хочет. Пишет о своём настроении, своих ассоциациях, переживаниях, он говорит, что ему было грустно сегодня утром, или рассказывает о том, что увидел на улице. И, после того как составлен ассоциативный ряд или просто облако слов, мы смотрим, за что можно зацепиться в рамках темы, например, Всероссийского конкурса сочинений. И разворачиваем её таким образом, чтобы проверяющим и читающим было интересно. И это работает. Сейчас во время конкурса «Учитель года» мы с моей ученицей Екатериной Щеголихиной дистанционно писали сочинение на Всероссийский конкурс сочинений и стали победителями регионального этапа, теперь её работа будет представлять Архангельскую область на всероссийском уровне, — рассказывает Дарья Антонова.

Ещё один интересный метод — «лента времени». Это не только перевод событий в линию, это ещё и интерпретация — детские впечатления, чувства и эмоции, которые ребёнок испытывает, прочитав то или иное произведение.

— Есть, например, произведение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», и там в конце говорится: «А если это так, то что есть красота и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» На сегодняшний день очень остро стоит проблема буллинга (психологическое или физическое насилие. — Прим. ред.), и, когда мы с детьми проанализировали это стихотворение с помощью «ленты времени», они написали о своих чувствах, и это было до слёз трогательно. Я заметила, что после этого дети стали по-другому относиться к окружающим, к своим одноклассникам, — отмечает учитель.

Что касается методов поощрения, то и здесь у педагога есть свои фишки. Например, метод «пасхалки» или ободряющие записки.

— Если ребёнку тяжело или грустно, подкидываем записку в дневник или тетрадку со словами «Всё будет хорошо», «Ты лучший», «Я в тебя верю». Ребёнок видит это, и у него сразу загораются глаза. Или вот ещё один метод. Например, детям сложно даётся тема производных предлогов. И во время проверочной работы после основных заданий идёт последнее: «Нарисуй кота». У детей сразу улучшается настроение, работают нейронные связи, они рисуют этого кота — и вспоминают производные предлоги, пишут работу хорошо. Я действительно делала срез, результаты разные.

Также у Дарьи Олеговны есть система поощрения «VIP-сертификаты». Каждый новый учебный год она распечатывает для детей карточки: золотую, серебряную и бронзовую. Золотая карта — для отличников — даёт три бонуса: освобождение от домашнего задания, подсказка на контрольной и бонусная пятёрка. У других карт чуть меньше бонусов. Использовать карты можно до конца года. Также учитель носит футболку с надписью «Всё, что я говорю, будет на экзамене» и аптечку душевной помощи: когда ребёнку грустно, он может взять витаминку.

— У Каверина в «Двух капитанах» есть фраза: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». У исследователей есть мнение, что эта фраза заимствована у Ромена Ролана и звучит она так: «Бороться и искать, не найти, но и не сдаваться». Я думаю, что для тех, для кого педагогическая ноша уже стала своей, это самая верная, самая честная, самая мужественная позиция.

Фото пресс-службы администрации Северодвинска

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей