Не принято обсуждать…

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/10/1-1-8.jpg

Эпатажная премьера и открытие 87-го театрального сезона

Билетов на премьеру нового театрального сезона не было уже за две недели. Премьеру ждали, тем более в этом году она была приурочена к юбилею актрисы Юлии Корельской. В зале — полный аншлаг. И мы заняли свои места, приготовив ладошки для аплодисментов и взяв с собой хорошее настроение в ожидании ещё одной интересной истории, которую нам обещали рассказать со сцены театра. На эту премьеру я пригласила с собой маму. Мы были в предвкушении. Режиссёр Олег Александров перед началом постановки пообещал, что сегодня нас проведут по закоулкам женской души… Но премьера оказалась совсем иной, чем ожидали, — эпатажной, провокационной и непривычной для нашего зрителя. Нас пригласили на прилюдную исповедь, но все ли были готовы слушать то, о чём говорили со сцены?

Люблю писать о театре и спектаклях, всегда делаю это с особым удовольствием, но в этот раз мне это было делать непросто. Я намеренно воздержалась от постов и оценок в социальных сетях, взяла паузу, чтобы поговорить с главной героиней спектакля Юлией Корельской, осмыслить и понять, что меня так взволновало и взбудоражило, ибо не суди, да не судим будешь…

В минувшую пятницу северодвинский драмтеатр открыл 87-й театральный сезон премьерой спектакля «Три высокие женщины» по пьесе Эдварда Олби. Пьеса была написана в 1991 году, а в 1994-м автор получил за неё Пулитцеровскую премию как за лучшую драму. В центре сюжета под маркировкой 18+ три женщины: молодая, средних лет и на пороге смерти. Это одна женщина в трёх её разных воплощениях, мысли которых в чём-то схожи, а в чём-то различны. Они не имеют имён и обозначены буквами А, В, С.

В пьесе 92-летняя женщина охарактеризована как старая и худая, властная и высокомерная. Она очень богата. У неё ярко-красные ногти, изящно уложенные волосы, макияж. На ней красивая ночная рубашка и пеньюар. Она размышляет о своей жизни с некоторой примесью стыда, удовольствия, раскаяния и удовлетворения. В её памяти всплывают разные моменты из её жизни, где есть и страсть к жизни, и оптимизм, но вместе с этим и самые негативные моменты — измены мужа и разрыв с сыном. Помните строчки из стихотворения Юрия Левитанского:

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
— каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Судьба этой женщины — как и у многих других. Рано умер отец, мама их с сестрой содержать не могла, и тогда главная героиня нашла богатого мужа, который, как мы узнаём позже, не любил её, да и с её стороны особой любви не было. Она не принимает сына за его нетрадиционную ориентацию, а позже понимает, что он единственный человек, которого она любила, но так и не успела попросить у него прощения. Жизнь женщины, полная гордыни и высокомерия, которая осознанно выбрала такой путь в погоне за богатством, за материальными ценностями, не вызывает сожаления. Чему сожалеть? Кого винить, если сам виноват. Предательство — вещь некрасивая, но тем хуже она, когда предаёшь саму себя.

Отношения, показанные в пьесе, частично опираются на биографию автора, который вырос в консервативной приёмной семье в Новой Англии, где не одобрялась гомосексуальность. Олби столкнулся с теми же проблемами, которые описаны в пьесе, он ушёл из дома в 18 лет, подобно сыну главной героини.

Мужчины на сцене появляются, но без слов — они молча исполняют свою роль и исчезают. Содержание разговора трёх женщин — это спор о том, какое место для женщины лучше. Место в молодости, когда ещё всё впереди, есть оптимизм и страсть к жизни. Или место в зрелости, когда многое позади, есть опыт и возможность что-то поменять. Или всё-таки место в старости, когда на всё смотришь с лёгкостью. Но можно ли назвать это лёгкостью, выбрав такой путь?

Как и любой другой режиссёр, Олег Александров, работая над пьесой, привнёс в неё свои задумки и находки. К примеру — конюх, который бессловесно вышел на сцену, имея в запасе ведро с мыльной пеной. Необычное для сцены театра зрелище, может быть, потому что конюхи в России другие…

В спектакле много интимных подробностей, на которые каждый в зале реагировал по-своему. Кто-то отзывался смехом, кто-то вздыхал, а кто-то просто ушёл после антракта. Соглашусь с мнением главное героини постановки Юлии Корельской, что таких примеров и историй у нас немало. Но в нашей культуре не принято это обсуждать, и не потому, что у нас культура лучше или хуже, — она просто другая. И мы оказались не готовы, но надо ли готовиться и пытаться делать вид, что понимаешь, разве это честно? Есть и такое мнение, что любое произведение искусства волнует тогда, когда мы в нём узнаём себя и, дескать, нас это раздражает. Может быть. Не стану спорить. Могу сказать только то, что название никак не срослось у меня с понятием «высокие женщины».

На протяжении всего спектакля я наблюдала за реакцией своей уже в почтенных летах мамы, и мне в какие-то моменты было неловко, потому что на отдельных эпизодах она сжималась в кресле, но её деликатность не позволяла ей давать оценки и показывать эмоции. Держать лицо она умеет. У нас не принято обсуждать с мамой такие детали, да и с подружками мы не делимся такими подробностями. Все мы взрослые люди, и я не отношусь к тому числу людей, которые, слыша не слишком культурные слова, падают в обморок, но надо ли это выносить на всеобщее слушание? На этот вопрос я пока для себя не ответила.

Не нашла и ответа на вопрос, почему именно эта пьеса была выбрана для премьеры. Почему произведение американского драматурга, почему с таким количеством интимных подробностей… На мой взгляд, она о судьбе обычной и заурядной женщины, только в американском, а не в русском варианте. И вопреки авторской и режиссёрской трактовке не назову эту пьесу примером женского мужества или женской силы, потому что уверена, что сила женщины совсем в другом. Пьеса скорее о женском одиночестве, о подозрительности, отчуждённости и бессмысленности существования. И наш вечный вопрос: «А что после меня?»

В социальных сетях есть разные комментарии и мнения о премьере, и наше русское — это всё делить на чёрное и белое, на да и нет. Не присоединюсь к этим людям и не стану отговаривать смотреть пьесу, потому что каждый решит сам, да и чтобы поразмышлять об этом, нужно сначала увидеть. Не присоединюсь к тем, кто на эмоциях говорил, что больше не пойдёт в театр. Несмотря на разные отзывы, это всего лишь мнения, и, как говорит Юлия Корельская, хорошо, когда они такие разные и такие эмоциональные.

Обходя некоторые нюансы постановки, надо сказать, что игра трёх актрис достойна похвалы. Она красива, по-настоящему жива и интересна. Показать, передать и взволновать — это огромный талант. Юлия Корельская, Екатерина Александрова и Елена Быстрова отыграли на всю мощь — ярко и эмоционально. Неожиданным подарком зрителям стали две песни в живом исполнении Юлии Корельской, уверена, мало кто знает, что Юля поёт и давно посещает уроки вокала. И это тоже, по её словам, было задумкой Олега Александрова, который выбирал песни из репертуара Юлии.

Какие бы отзывы ни появились и ещё будут появляться в Сети, различных изданиях и СМИ, билеты на спектакль проданы даже на ноябрь. Не стоит гадать почему. Стоит решиться, купить билет и сходить посмотреть тем, кто захочет поделиться мнением. Не судить, а поразмышлять о том, почему проблемы Америки нам чужды или, наоборот, близки. Спросить себя — мы за традиционные ценности или за чужие? И что всё-таки нам ближе — свой путь или чужой, который обязательно однажды обернётся сожалением и разочарованием.

Поздравляем Северодвинский драматический театр с открытием творческого сезона, желаем интересных ролей, задумок и идей! Ждём новых премьер!

Фото Альбины РЫЧКОВОЙ и Дарьи САВИНОЙ

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей