АПЛ К-403 курировал Евгений Горигледжан

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/10/IDG6lHCmkk-.jpg

В номере «Северного рабочего» от 8 сентября текущего года моё внимание привлёк материал в рубрике «Флотские вести» под заголовком «Евгений Горигледжан»: флаг поднят!». В нём говорится об океанографическом исследовательском судне, построенном корабелами Прибалтийского судостроительного завода, на котором впервые состоялся подъём Военно-морского флага. Судно названо именем генерального конструктора ЦКБ МТ «Рубин» Евгения Алексеевича Горигледжана — советского и российского инженера-конструктора, главного конструктора атомных подводных лодок. Про одну из них — АПЛ К-403 (с 14 июля 1981 года — КС-403, с 30 июля 1998 года — «Казань») — и пойдёт сегодня речь.

Три жизни подводной «русалки»

Полистаем страницы истории этого подводного корабля проекта 667А (заводской номер 450). Построил лодку Севмаш и передал флоту в августе 1971 года. Уводил её в Заполярье капитан второго ранга И. Н. Литвинов, будущий адмирал. С 1971 по 1980 год подводный ракетоносец совершил семь автономных походов на боевую службу.

В 1980-м лодку направили на «Звёздочку» для осуществления процедуры демонтажа ракетного комплекса в соответствии с договором СНВ-1 (сокращение стратегических наступательных вооружений). Подлодку переоборудовали по проекту 667АК («Аксон-1»). Корабль отнесли к подклассу лодок специального назначения. «Аксон-1» стал подлодкой-лабораторией для испытания новейшего гидроакустического комплекса (ГАК), предназначенного для строящихся на Севмаше АПЛ третьего поколения. С ответственной задачей «Звёздочка» справилась успешно. К слову, в этом месяце исполняется 40 лет, как предприятие завершило переоборудование лодки по проекту 667АК.

В начале июля 1990 года заказ вновь прибыл на «Звёздочку» для переоборудования по проекту 09780 («Аксон-2»). Это уже морская отработка гидроакустического комплекса для АПЛ четвёртого поколения. Дело снова доверили «Звёздочке». В этом заводу активно помогали Севмаш и «Арктика». Первый изготовил все корпусные конструкции для носового блока корабля, вторая — провела все электромонтажные операции. Принимали участие в обновлении заказа и другие предприятия России. Завершилось переоборудование АПЛ КС-403, которую курировал генеральный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Е. А. Горигледжан, в 1996 году. Он нередко бывал на заводе, общался cо специалистами, организаторами работ на заказе, руководством цеха № 15, где «кантовался» заказ. Всё это помогало заводу выполнять поставленные задачи, несмотря на тяжелейшие финансовые трудности того периода.

В конце октября 1996 года в заводском музее «Звёздочки» состоялась церемония подписания акта о передаче подводной лодки КС-403 Военно-морскому флоту. Принял в ней участие и Е. Г. Горигледжан. Помнится, с каким восторгом он говорил о тружениках «Звёздочки», давая высокую оценку переоборудованию заказа, называя фамилии заводчан — замгенерального директора предприятия по производству В. В. Штефана, ставшего впоследствии почётным гражданином города Северодвинска, начальника 5-го отдела В. Н. Кузькова, конструктора Б. И. Кантора, ответственного сдатчика заказа А. В. Тищенко, сдаточного механика В. М. Григоровича и других.

После второго «омоложения» на «Звёздочке» лодка уже под наименованием «Казань» (с 1997 года над кораблём взяла шефство столица Татарстана) 11 раз выходила в море. Последний поход длительностью 29 суток лодка совершила в декабре 2000 года, оставив за кормой Белое, Баренцево и Норвежское моря, Северный Ледовитый и Атлантический океаны. Последний командир «Казани» капитан первого ранга Игорь Кравцов после завершения похода докладывал: «Все механизмы работали надёжно, лодку можно активно эксплуатировать дальше».

АПЛ «Казань» служила флоту до 2005 года. Утилизировала её «Звёздочка». Память об этом уникальном подводном корабле живёт в экспонатах заводского музея — предметах, снятых после утилизации, в рубке, установленной в парке Победы столицы Татарстана Казани.

Последний командир АПЛ «Казань»

Как известно, флотские офицеры дорожат традициями Военно-морского флота России, возрождая старые, создавая новые. Это в полной мере можно отнести и к последнему командиру АПЛ «Казань» капитану первого ранга Игорю Кравцову, находящемуся ныне в отставке. Болея всей душой моряка за возрождение на флоте забытых традиций, он сделал шаг вперёд: принял решение освятить Андреевский флаг корабля в день его ввода в боевой состав ВМФ. Эту историческую церемонию было решено провести 16 августа 2002 года не у причала, где стояла лодка, а в часовне Большого Заячьего острова на Соловках, где в тот же день 300 лет назад были освящены Андреевские флаги фрегатов Петра Первого перед его знаменитым походом против шведов, закончившимся победой. Именно тогда был открыт выход России в Балтийское море.

Желание командира сбылось. Для освящения корабельного флага и Андреевского флага «Звёздочки» члены экипажа атомохода прибыли на Соловки на яхте «Экспромт». Поход к архипелагу длился с 13 по 15 августа. 16 августа офицеры «Казани», надев парадную форму и отдав честь доставленным флагам, стали участниками церемонии их освящения отцом Георгием с благословения настоятеля Соловецкого монастыря отца Иосифа. Это были потрясающие минуты: раньше ни один корабельный флаг Северного флота не был освящён в этом историческом месте. Почин экипажа АПЛ «Казань» был подхвачен. Летом того же года здесь освящались Андреевские флаги Ленинградской военно-морской базы, фрегата «Штандарт», Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.

Вот к каким воспоминаниям привела меня публикация «Евгений Горигледжан»: флаг поднят!»

Фото из архива автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей