Добрые истории городского бытия

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/10/foto1-1-4.jpg

Летопись города через объектив фотокора Капустина

Мы продолжаем публиковать материалы из сборника «Истории города через объектив фотокора». Напомним, что издание презентовал городской музей в конце прошлого года. Оно объединило фотографии разных лет, сделанные известным фотокорреспондентом Валентином Павловичем Капустиным.

Идея книги родилась из проекта «Ой, смотрите, это я!». На сайте с одноимённым названием северодвинцы узнавали себя и своих родных и знакомых на фотографиях, сделанных в разные годы Валентином Капустиным. В сборнике 27 историй. Все фотографии, вошедшие в него, сделаны Валентином Павловичем для публикации на страницах газеты «Северный рабочий». Почти каждый северодвинец в разные годы был героем репортажей газеты. Эти семейные истории прочными нитями вплетены в историю страны.

Тема, объединяющая все материалы издания, — добрые воспоминания и интересные факты городского бытия, навеянные рассматриванием фотоархива Валентина Капустина. Помощниками в составлении сборника стали студенты САФУ, они проводили интервью с героями газетных публикаций. На каждой странице с фотографией напечатан QR-код, отсылающий к электронному изображению, размещённому на сайте «Ой, смотрите, это я!», где можно оставить комментарии и увидеть тысячи снимков Валентина Капустина.

В честь юбилея Северодвинска и в поддержку хороших идей, их дальнейшего развития мы решили поделиться историями из сборника на страницах газеты «Северный рабочий», чтобы и наши читатели могли прочесть добрые рассказы. Сегодня мы публикуем два рассказа — Раисы Евглевской и Артёма Попова.

Раиса Евглевская
«Остановленные мгновения»

Вот ведь к какому выводу я пришла, рассматривая снимки Валентина Капустина. Здесь разместилась впечатляющая, в лицах история жизни Северодвинска и горожан. Заговорили совсем простые сюжеты: мамы с колясками, строители, жизнерадостные пионеры — и вот… объявившие голодовку врачи, учителя, осунувшиеся лица рабочих Севмаша. В руках рабочих — буханки хлеба. Каждый кадр в чёрно-белом варианте обрёл ценность исторического факта.

Мы особо и не думали о дальнейшей жизни редакционных снимков. Просто фото нужно поставить на полосу, придать весомость публикации. Мчимся на редакционной машине, материал пойдёт в номер. Пока я разговариваю с героем, Валентина не видно и не слышно.

Он молча ходит вокруг, цепким взглядом вылавливая тот самый миг. Щёлк, ещё раз щёлк. Уже в машине он, предчувствуя удачу, говорит: «Кажется, получилось…» Хотя на этом этапе работа не закончилась. В лаборатории фотокор проявляет плёнку, печатает порой до десятка кадров для секретариата, для автора — на выбор. Оставшиеся будут ждать свой черёд.

А сколько ещё было открытий по дороге на задание! Однажды, возвращаясь с очередного задания, мы заехали в кафетерий (надо сказать, что Анна Сьянова, Валентин и я знали многие кофейни города), и тут нам подали горячую воду, приправленную кофе. Мы были возмущены. Решили провести рейд. Брали стаканчики кофе в разных кафетериях, сдавали в лабораторию на анализ. Вышла критическая публикация.

В другой раз по пути на встречу заметили столб чёрного дыма над одноэтажным домом в посёлке. Пожар! Валентин резко повернул машину. Тоненькая женщина металась босиком по снегу с ведром, тщетно пытаясь погасить огонь. Мы вызвали пожарных, «скорую». Валентин с разных ракурсов щёлкал фотоаппаратом.

Репортаж с пожара помог семье погорельцев. Им выделили временное жильё. А горожане несли им продукты, деньги, одежду. Рассматривая фотографии, за давностью лет уже трудно вспомнить, какое это было редакционное задание. Газета живёт один день. Но вот тексты позабыты, а фотографии сохранились. На фото живут герои снимков, живёт память, живёт история…

Артём Попов
«Тихий лирик»

Сейчас многие почему-то полагают, что умеют фотографировать. Миллионы цифровых фото хранятся в смартфонах и домашних компьютерах. Но возьмите в руки бумажные снимки Валентина Капустина — и вы почувствуете, что такое настоящая, тёплая фотография, поймёте, что это — искусство! И в этом трудноуловимом, мотыльковом искусстве, как показывают работы Валентина Капустина, можно с поразительной точностью или поэтичностью отразить время.

«Ну какое искусство в газете! — могут мне возразить. — Шедевры не рождаются каждый день». Да, конечно, когда снимок нужен срочно в номер, не до изысков, но Валентину Павловичу и тут всегда удавалось найти ту изюминку или «клюковку», что украсит газетную полосу.

Жаль, что мало, очень мало оставалось Палычу времени, чтобы творить. Время забирала газетная подёнщина. И поэтому непростительно плохо мы знаем эту грань таланта Валентина Капустина. А его, бесспорно, можно назвать художником. Он видел красоту. Может, ещё и потому, что вырос в деревне в Верхнетоемском районе, среди завораживающих пейзажей местной природы.

Мне хотелось бы вспомнить не портретные, не новостные, а именно пейзажные фотографии. В «Северном рабочем» чудом сохранили рубрику «Календарь» (ей уже несколько десятилетий), когда в последнем номере месяца печатают гороскоп, расписание приливов и отливов, погоду на предстоящий месяц. И вот как раз для иллюстрации последней нужна фотография.

Как в одном чёрно-белом снимке выразить погоду целого месяца? Но задание от ответственного секретаря газеты, который вёл эту рубрику, получено. И Валентин Павлович сдавал маленькие шедевры. Декабрь: чёрно белая геометрия сугробов, солнце чуть выше крыш. Сентябрь: кажется, фотография тонко пахнет только что опавшей листвой. Река Солза, ягринские дюны с соснами… Этих сосен уже нет… А если времени у фотокора было совсем мало — недалеко от редакции, за улицей Южной, Палыч снимал озеро, так называемый котлован. Здесь сохранились частные одноэтажные дома — они тоже попадали в кадр. И мастер вспоминал свою деревню, а вместе с ним и читатели — свою малую родину…

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей