Экскурсия в Ломоносово

Как-то узнал я, что в село Ломоносово бывают экскурсии, и захотелось там побывать, ведь это родина моего отца. И в детстве, и в молодости я бывал там со своей семьёй, часто проводил летнее время, жил в дедушкином доме у тёти в деревне Строительской. Судя по датам на старых фотографиях, я там не был с 1970 года.

И вот свершилось!

Получилось так, что со мной поехал мой внук. Он там никогда не был. Перед самыми Холмогорами — ответвление к переправе через протоку реки Северной Двины Быстрокурку, образующую Куростров. Несколько минут — и наш автобус заезжает на красивый самоходный паром под названием «Куростров». На пароме помещается четыре автомобиля, есть помещение для пассажиров. Невольно вспомнил, как раньше переправлялись через Курополку на карбасе, управлял которым перевозчик с веслом в руках, за плату в 15 копеек, а за вёсла садились пассажиры. С противоположного берега, обернувшись, полюбовались Холмогорами и их достопримечательность — храмами Спасо-Преображенского монастыря.

А ещё через несколько минут мы были у памятника М. В. Ломоносову возле музея в селе Ломоносово. В музее нам рассказали о Михаиле Ломоносове и истории села.

Я же ожидал увидеть ещё один экспонат, который здесь когда-то был. Это северный олень с ветвистыми рогами в упряжке с нартами и ненцем с хореем и фотография автора экспоната — моего дедушки. Село Ломоносово ещё тогда славилось художественными поделками из кости — существовала костерезная мастерская. А дедушка вырезал оленей из берёзы. Но этот стенд был на реставрации. Увидеть желаемое не удалось.

Затем нас пригласили в косторезное училище, расположенное рядом с музеем в новом здании. Здесь нас ожидал сюрприз. Нам предложили сесть за стол костерезов с 20 рабочими местами, оборудованными электробормашинками, с подготовленными костяными пластинками (а нас было 19). Нам предложили выгравировать рисунок, нанесённый на них карандашом. Каждый выполнил задание как смог. Пластинки остались у нас в качестве сувениров.

Дальше наш маршрут пролегал по большой дороге по селу к островным деревням. А нужная мне деревня Строительская — где-то рядом слева. Спросить было некого. Поехали — и сразу отворот налево — наезженная дорога. Экскурсовод согласился поехать по ней. И почти сразу попали в тупик — чей-то двор у жилого дома, во дворе стоят автомобиль и трактор. Вышли, у дома — удивлённые хозяева. Я спросил о дороге в свою родную деревню. Хозяйка Татьяна Валентиновна сказала, что на нашей машине туда не проехать, а пешком — близко, она может нас проводить. Договорились: группа поехала дальше, а я и внук остались, чтобы за один час сходить к нужному месту.

И вот, ведомые Татьяной Валентиновной, мы поднимаемся в гору, и я вижу дедушкин дом. Стоит красавец! Подходим. На дверях — большой навесной замок. Крыльцо, которое было в одну ступеньку, заросло травой. Узнали, что бывает там сын моего двоюродного брата, живущий в Холмогорах.

Полюбовались видом с горы. Внизу — колхозный скотный двор, где когда-то давно содержалось колхозное стадо коров, снабжавшее город молоком и маслом.

На обратном пути узнали, что у Татьяны Валентиновны фамилия Митусова — по мужу, который родом из Северодвинска. А я был знаком по работе с Николаем Митусовым, известным на Севмаше.

Вот какие родственные связи села Ломоносово и Северодвинска.

Валерий Николаевич ГУРЬЕВ
Фото из личного архива автора