От «Советской Белоруссии» до «Ясеней» и «Бореев»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/07/foto1-1-8.jpg

Как северодвинцы укрепляют подводный флот России

В Белом море продолжаются ходовые испытания современных атомных подводных лодок четвёртого поколения «Император Александр III» проекта 955А и «Красноярск» проекта 885М. С этими кораблями, оснащёнными самыми современными системами и механизмами отечественного производства, количество переданных корабелами Севмаша атомных подлодок достигнет 140 единиц. И с каждым годом эта цифра будет увеличиваться. Девиз северодвинских корабелов — «Строим флот сильной страны!».

В постройке новейших атомоходов участвуют более 30 тысяч корабелов Севмаша и ещё десятки тысяч специалистов других предприятий Северодвинска, а также других городов нашей страны: от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.

Сегодня облик подводных сил Военно-морского флота Российской Федерации стремительно меняется. Если раньше постройка атомных подлодок велась на нескольких заводах («Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре»), то в наши дни эту ответственную задачу выполняют корабелы Северодвинска.

Мы были свидетелями того, как основой морской составляющей ядерной триады России стали стратегические ракетоносцы проекта 955 и 955А, потеснив корабли третьего поколения — проекта 667БДРМ. Также на смену многоцелевым лодкам предыдущего поколения приходят корабли проектов 885 и 885М. Но с чего всё начиналось? Вспомним, каким был первый заказ будущего завода-гиганта и с какого заказа началась эпоха атомного подводного кораблестроения.

«Советская Белоруссия»

87 лет назад, в июле 1936 года, к пристани бывшего Николо-Корельского монастыря причалил пароход «Иван Каляев» с первыми градостроителями на борту — здесь был основан посёлок Судострой, получивший через два года статус города и имя Молотовск.

К 1939 году в городе проживала 21 тысяча человек — градостроители, корабелы и их семьи. В том же году, когда уже были возведены первые производственные цеха, молодое предприятие приступило к постройке первого заказа — линкора проекта 23 «Советская Белоруссия».

Линейные корабли проекта 23 (тип «Советский Союз») — корабли, строившиеся для Военно-морского флота СССР в конце 1930-х — начале 1940-х годов в рамках программы строительства большого морского и океанского флота. Эти великаны длиной почти 270 метров и шириной около 40 метров, с экипажем из 1332 человек должны были превзойти зарубежные аналоги по многим параметрам. Первый корабль серии — «Советский Союз» — был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе. Затем в Николаеве начали строительство «Советской Украины», а в Молотовске — «Советской Белоруссии» и «Советской России». Из-за начавшейся Великой Отечественной войны ни один из заложенных кораблей проекта не удалось достроить и включить в состав флота.

В военные годы на предприятии велась постройка больших морских охотников, эсминцев, дизельных подлодок, вспомогательных судов, проводился ремонт кораблей и судов. Поэтому вместо постройки такого крупного корабля, требовавшего серьёзных ресурсов и сил, акценты были сделаны на более нужные в те годы заказы.

Несмотря на заморозку постройки всех кораблей, нескольким из них удалось принять участие в войне, но в несколько иной форме. Так, броня линкора «Советский Союз» использовалась в оборонительных сооружениях, артустановка участвовала в обороне Ленинграда. Натурный отсек «Советской Украины», предназначенный для практических испытаний противоминной системы, использовался как плавучая артиллерийская батарея ПЗБ № 3, известная под названием «Не тронь меня!». Она стала символом второй обороны Севастополя.

«Ленинский комсомол»

В послевоенные годы завод принял участие в десятилетнем плане военного кораблестроения на 1946—1955 годы. За этот период корабелы Севмаша передали флоту 46 кораблей, в том числе два крейсера и более 30 гражданских судов, тем самым доказав: им по силам сложнейшие задачи, в том числе постройка уникального проекта — первой отечественной АПЛ. К этой задаче приступили 24 сентября 1955 года, а уже через три года корабль был введён в опытную эксплуатацию. За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 был награждён орденом Ленина.

Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» была первым и единственным представителем проекта 627 — её продолжением стал модернизированный проект с номером 627А, по которому было построено 12 кораблей. Затем следовали корабли других проектов, следующих поколений…

Сегодня первенец атомного подводного кораблестроения находится в Кронштадте. АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» стала главным экспонатом Музея военно-морской славы «Остров фортов» в Кронштадте. Уже совсем скоро она будет доступна для посещения, в настоящий момент внутри корабля ведутся реставрационные работы. Тем временем в нескольких сотнях километров от Кронштадта — в Северодвинске — продолжаются масштабные работы по обновлению подводного флота нашей страны!

Фото автора, «Медиапалубы», Никиты ГРИГОРЬЕВА

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей