Как северодвинцы укрепляют подводный флот России
В Белом море продолжаются ходовые испытания современных атомных подводных лодок четвёртого поколения «Император Александр III» проекта 955А и «Красноярск» проекта 885М. С этими кораблями, оснащёнными самыми современными системами и механизмами отечественного производства, количество переданных корабелами Севмаша атомных подлодок достигнет 140 единиц. И с каждым годом эта цифра будет увеличиваться. Девиз северодвинских корабелов — «Строим флот сильной страны!».
В постройке новейших атомоходов участвуют более 30 тысяч корабелов Севмаша и ещё десятки тысяч специалистов других предприятий Северодвинска, а также других городов нашей страны: от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.
Сегодня облик подводных сил Военно-морского флота Российской Федерации стремительно меняется. Если раньше постройка атомных подлодок велась на нескольких заводах («Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре»), то в наши дни эту ответственную задачу выполняют корабелы Северодвинска.
Мы были свидетелями того, как основой морской составляющей ядерной триады России стали стратегические ракетоносцы проекта 955 и 955А, потеснив корабли третьего поколения — проекта 667БДРМ. Также на смену многоцелевым лодкам предыдущего поколения приходят корабли проектов 885 и 885М. Но с чего всё начиналось? Вспомним, каким был первый заказ будущего завода-гиганта и с какого заказа началась эпоха атомного подводного кораблестроения.
На борту РПКСН «Князь Владимир»
«Советская Белоруссия»
87 лет назад, в июле 1936 года, к пристани бывшего Николо-Корельского монастыря причалил пароход «Иван Каляев» с первыми градостроителями на борту — здесь был основан посёлок Судострой, получивший через два года статус города и имя Молотовск.
К 1939 году в городе проживала 21 тысяча человек — градостроители, корабелы и их семьи. В том же году, когда уже были возведены первые производственные цеха, молодое предприятие приступило к постройке первого заказа — линкора проекта 23 «Советская Белоруссия».
Линейные корабли проекта 23 (тип «Советский Союз») — корабли, строившиеся для Военно-морского флота СССР в конце 1930-х — начале 1940-х годов в рамках программы строительства большого морского и океанского флота. Эти великаны длиной почти 270 метров и шириной около 40 метров, с экипажем из 1332 человек должны были превзойти зарубежные аналоги по многим параметрам. Первый корабль серии — «Советский Союз» — был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе. Затем в Николаеве начали строительство «Советской Украины», а в Молотовске — «Советской Белоруссии» и «Советской России». Из-за начавшейся Великой Отечественной войны ни один из заложенных кораблей проекта не удалось достроить и включить в состав флота.
В военные годы на предприятии велась постройка больших морских охотников, эсминцев, дизельных подлодок, вспомогательных судов, проводился ремонт кораблей и судов. Поэтому вместо постройки такого крупного корабля, требовавшего серьёзных ресурсов и сил, акценты были сделаны на более нужные в те годы заказы.
Несмотря на заморозку постройки всех кораблей, нескольким из них удалось принять участие в войне, но в несколько иной форме. Так, броня линкора «Советский Союз» использовалась в оборонительных сооружениях, артустановка участвовала в обороне Ленинграда. Натурный отсек «Советской Украины», предназначенный для практических испытаний противоминной системы, использовался как плавучая артиллерийская батарея ПЗБ № 3, известная под названием «Не тронь меня!». Она стала символом второй обороны Севастополя.
«Ленинский комсомол»
В послевоенные годы завод принял участие в десятилетнем плане военного кораблестроения на 1946—1955 годы. За этот период корабелы Севмаша передали флоту 46 кораблей, в том числе два крейсера и более 30 гражданских судов, тем самым доказав: им по силам сложнейшие задачи, в том числе постройка уникального проекта — первой отечественной АПЛ. К этой задаче приступили 24 сентября 1955 года, а уже через три года корабль был введён в опытную эксплуатацию. За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 был награждён орденом Ленина.
Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» была первым и единственным представителем проекта 627 — её продолжением стал модернизированный проект с номером 627А, по которому было построено 12 кораблей. Затем следовали корабли других проектов, следующих поколений…
Сегодня первенец атомного подводного кораблестроения находится в Кронштадте. АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» стала главным экспонатом Музея военно-морской славы «Остров фортов» в Кронштадте. Уже совсем скоро она будет доступна для посещения, в настоящий момент внутри корабля ведутся реставрационные работы. Тем временем в нескольких сотнях километров от Кронштадта — в Северодвинске — продолжаются масштабные работы по обновлению подводного флота нашей страны!
Фото автора, «Медиапалубы», Никиты ГРИГОРЬЕВА