Как детский сад «Весёлые нотки» приобрёл друзей
Любознательный, эрудированный, раскрепощённый, импульсивный, активный, капризный, драчливый… По словам заведующего дошкольным учреждением «Весёлые нотки» Светланы Колосовой, потрет дошкольника остаётся прежним. Дошкольник — всегда дошкольник, это понятие вне времени, говорит она. Но можно с уверенностью сказать, что за последние 5—10 лет изменилась наша жизнь, изменился предметный и социальный мир, изменились ожидания взрослых и детей и воспитательные модели в семье, поменялись и педагогические требования в детском саду. Эти изменения повлияли на развитие детей. Сегодня они развиваются в условиях информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными достижениями науки, а все технические новшества являются обычным бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики… Но у взрослых есть одна важная задача — использовать информационные технологии на пользу детям — и никак не наоборот.
В конце этого учебного года прозвучала информация: у детского сада «Весёлые нотки» — новые методические пособия для обучения детей. Вроде бы обычная информация, но дело в том, что появились они в результате масштабного совместного проекта, большой проделанной работы и объединения разных организаций для одного доброго дела. Мы попросили Светлану Колосову рассказать нам о проекте, о пособиях и о друзьях, которых она называет добрыми партнёрами.
Сразу отметим, что дошкольное учреждение «Весёлые нотки» состоит их трёх корпусов: «Весёлые нотки», «Катюша» и «Радуга». «Катюша» вошла в состав учебного учреждения в 2012 году, а «Радуга» — в 2022-м. Светлана Александровна Колосова в должности заведующего находится с 2008 года. В дошкольном учреждении 38 групп, 12 из них — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а две — для ребят с нарушениями речи. Списочный состав учреждения — почти 700 воспитанников.
По словам Светланы Александровны, сегодня стремительно меняются требования и к образовательному пространству, и к педагогам, и это связано с цифровизацией образования. Педагоги имеют разный уровень квалификации и разный уровень компьютерной грамотности, а это в настоящее время является одним из главных требований к педагогу. С другой стороны, дошкольник сегодня достаточно хорошо информирован, чтобы сохранить его интерес, необходимо подбирать новые формы взаимодействия, обучения и воспитания. Так, по словам руководителя детского сада, появились две важные задачи: повысить информационный уровень педагогов и создать инновационные пособия для детей.
— В прошлом году мы вышли на конкурс и представили проект «Новое поколение», в котором учли потенциал нашего города. Проект имел гражданско-патриотическую направленность. Не секрет, что в нашем городе сильный образовательный кластер. У нас хорошая научная база, фундамент, есть свои научные работники и квалифицированные специалисты, которые могут помочь решить поставленные задачи. Мы обратились к кафедре дошкольной педагогики филиала САФУ в Северодвинске и к институту открытого образования в Архангельске, — рассказывает Светлана Колосова.
По словам заведующего дошкольным учреждением, первый акцент в проекте был сделан на брендировании «Весёлых ноток», чтобы ребёнок мог гордиться своим детским садом, микроколлективом. В саду есть свои герб, флаг, логотип. Единый стиль выражен и в элементах одежды. Второй акцент — цифровизация образования. В этом помогли студенты факультета дошкольного образования САФУ, которые совместили защиту проектов с созданием интересных современных пособий для детей. Институт открытого образования создал условия для повышения компьютерной грамотности. 75 педагогов прошли обучение, а по его итогу каждый из них самостоятельно создал информационный продукт.
В течение учебного года студенты САФУ разрабатывали электронные методические пособия по нескольким направлениям: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-правовое, культурно-патриотическое. По каждому направлению появился свой продукт — ролики с анимацией, виртуальные экскурсии, интерактивные игры с персонажами, видеосюжеты. Все представленные пособия имеют хронометраж, установленный СанПиН, — не более шести минут. За это время ребёнок старшего дошкольного возраста не устанет и не потеряет интерес. Светлана Колосова отметила, что студенты дошфака провели большую работу по сбору и обработке информации и представили в дошкольное учреждение готовый продукт.
Среди видеоматериалов есть игры и ролики с анимацией об истории города, северном быте, деятельности оборонных предприятий, музеях, символах России и Северодвинска. Игровая форма, доступность и активный видеоряд — то, что интересно современному дошкольнику. Методические пособия сделаны с учётом возрастных особенностей детей — знакомство, обучение и закрепление. Как отмечает руководитель дошкольного учреждения, пособия будут использоваться в группе на занятиях и в индивидуальной работе, а к закреплению материала планируют привлекать родителей, которые являются главными помощниками педагогов.
— Такое партнёрство очень продуктивно и полезно для всех сторон. Студенты САФУ исследуют темы, создают на их основе продукты. Они знают, что их труды пригодятся детям и педагогам, а это очень мотивирует и даёт возможность получить удовлетворение от проведённой работы. А педагогам-практикам приятно получить такой продукт и ввести его в образовательный процесс. Мы очень благодарны Ольге Вадимовне Горбовой и кафедре педагогики и психологии за то, что они пошли нам навстречу и помогли в создании таких интересных пособий для детей, — отмечает Светлана Колосова.
Сегодня в проекте «Весёлых ноток» принимают участие много друзей, среди которых музыкальная школа № 3, техникум строительства, дизайна и технологий, школа № 13, библиотека «Мир знаний». Большую помощь в проведении мероприятий оказывает и председатель городского Совета Михаил Александрович Старожилов. Музыкальные концерты организуют педагоги и ученики музыкальной школы, библиотека проводит для дошколят тематические выставки книг и различные мероприятия, студенты техникума строительства, дизайна и технологий играют с ребятами в подвижные игры, помогают в организации зимней спартакиады, а ученики второго класса школы № 13 устраивают совместные конкурсы.
По словам Светланы Александровны, в работу включены социальный педагог, медперсонал и родители. Ещё на этапе создания проекта все с огромным желанием откликнулись и сейчас принимают в нём участие.
— Современный ребёнок — очень активный и любознательный, он задаёт много вопросов, и, чтобы на них отвечать, нам, взрослым, тоже нужно многое знать и уметь. Уметь объяснить дошкольнику, что такое добро и зло, почему зимой идёт снег, а люди иногда ссорятся. Сегодня ребёнок учится в информационном потоке, а взрослым нужно быть на страже, чтобы не перегрузить, научить и сохранить любознательность, — отметила заведующий детсадом.
Слушая увлечённый рассказ о детском учреждении, детях, педагогах и работе, я поняла, что этот человек очень любит своё дело, по-настоящему за него переживает, стремится быть в ногу со временем и в то же время сохранить баланс. Уже в конце нашего разговора Светлана Колосова сказала хорошую фразу: «Мы очень любим наши «Весёлые нотки», очень любим наш город, очень любим нашу страну и хотим, чтобы это чувство испытывали и наши воспитанники. Надеемся, что у нас это получится!»
Фото из личного архива Светланы Колосовой