Человеку нужен человек

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/07/VgmlY7BCknY-.jpg

Поисково-спасательному отряду «Север» исполнилось пять лет

Когда уже давно не слышен шум города или трассы, когда ноги проваливаются во влажный мох и каждый шаг становится всё слабее, когда высокая крона чёрствых ёлок уже обнимает сумерки, когда сердце стучит громче крика птиц, когда в мыслях крутится всего один вопрос: «Ну как же так?» — в душе теплится надежда. Надежда, что тебя обязательно кто-то ищет.

В начале этого материала представлено лишь примерное описание того, что может чувствовать человек, к примеру, заблудившийся в лесу, но нам и близко не дано понять, насколько это страшно. Когда живёшь обыденной жизнью, строишь планы, утром шутишь с близкими или смотришь новости, а затем в один момент пропадаешь, исчезаешь, будто и не было тебя. Но есть люди, готовые в любое время дня, в любое время года и в любую погоду отправиться на поиски. И они ищут. Ищут днём и ночью, ищут в лесу, ищут в городе, ищут на чердаках и в подвалах. Проходя десятки километров, не жалея обуви и сил, просматривая сотни постов и комментариев с целью найти полезные зацепки, принимая множество информации и порой назойливых вопросов: «Найден?», «А что случилось?». Речь пойдёт о поисково-спасательном отряде «Север».

Смириться невозможно, забыть нельзя

Накануне отряд принимал поздравления — пять лет на службе быстрого реагирования. История «Севера» началась в конце мая 2018 года, когда в социальных сетях среди горожан разнеслась новость об очередном поиске пропавшего человека. Это был мальчишка, которому едва исполнилось 18 лет. Более двух недель вместе с родственниками обычные люди прочёсывали город, осматривали десятки чердаков и подвалов, проходили километры дорожек и тропинок, отсеивая один за одним сигналы по двойникам, в надежде найти его живым. Но, к сожалению, все надежды рухнули 17 июня. Нашли… Погиб…

— Никто не верил. Никто из принимавших участие в поисках. Для каждого из нас это известие было очень тяжёлым. И, наверное, именно в этот день всё изменилось. Нет, город был тот же и люди в этом городе были те же самые, вот только те, кто полмесяца день и ночь без сна и отдыха помогал в поиске мальчишки, больше не разошлись по домам, как это бывало после предыдущих поисков (ведь это был не первый такой «народный» поиск). Мы остались и решили изменить то, что в наших силах. Уже тогда мы понимали, что упущенное драгоценное время не вернуть и что каждая минута бывает на вес золота, когда пропадает человек, — так рассказывают участники отряда о зарождении своей силы поиска.

Окончательное решение объединиться в отряд было принято ровно через 10 дней. Так, 27 июня 2018 года в Северодвинске был создан поисково-спасательный отряд «Север».

Сейчас за плечами народных спасателей около 700 поисков. Только представьте: 700 человеческих судеб, 700 историй, 700 жизней. Дарина Васяева в отряде с самого начала. До этого у девушки уже был небольшой опыт в поисковых работах в Архангельске. Первые два года, говорит Дарина, из леса не выходили вообще. А за пять лет накопился огромный багаж знаний и опыта, а самое главное — найдено множество единомышленников.

— Всё откладывается в памяти, но больше всего мне запомнился поиск архангелогородца Ивана Деткова — это был первый выезд после образования отряда. Объявляли масштабные сборы, у нас ещё не было такого опыта, было сложно. Мужчина вместе с собакой ушёл на рыбалку и пропал. Имелись видеозапись и свидетельства, что он был на улице Урицкого. Тогда это сбило с толку, потому что все силы мы бросили на город, а пропал он на Талажском шоссе, позже нашли видео с камер и оттуда. Стали искать там. За месяц поиска мы многое сделали, много прошли. Тогда к прохожим из близлежащего СНТ выбежала собака Ивана. Его самого нашли лишь через полгода, и нашли погибшим. Это очень откладывается в памяти, потому что тебе кажется, что ты не всё сделал, не всё, что мог. Начинается самокопание, кажется, что ты мог сделать что-то ещё, — рассказала Дарина Васяева.

Взаимодействие налажено

Координатор поиска Доменика Чайковская рассказывает, что первые полтора года после образования отряда особо не распространялись о своей деятельности: «Так нас воспитывали: сделал что-то хорошее — никому не говори». По словам девушки, ей понадобилось пять лет, чтобы поменять точку зрения: нужно рассказывать о благих делах и о том, что можно не оставаться равнодушным, можно и нужно помогать. Понять смущение поисковиков в начале их пути можно, ведь, по словам Доменики, 99% людей считают, что поиском должны заниматься спецслужбы, они получают за это деньги, они этому учатся. Но если разобраться, не всё так просто. У нас есть областная служба спасения имени И. А. Поливаного, в каждом городе также должны быть муниципальные спасатели, но реализовано это не везде.

— Например, со службой спасения Архангельска за пять лет мы ни разу нигде не пересекались. А у каждой службы спасения есть свои полномочия: например, выезды на ДТП, взлом замков, техногенные катастрофы, в том числе там числится и поиск в природной среде, но дежурная смена состоит из трёх человек, много ли они втроём найдут? Они могут вызвать в случае ЧП резервную смену, тогда кто поедет на ДТП? Конечно, они учатся, они знают и умеют, но ресурс-то небезграничный. Важно сказать, что у нас нет цели подменять работу служб, работать вместо них, мы выезжаем на поиск, если на месте уже есть государственная служба спасения. Таким образом, под их началом у нас у всех больше шансов найти человека. Также мы отрабатываем заявку только после заявления в полицию родственников потерявшегося, — рассказала Доменика.

Взаимодействие налажено и с полицией. По словам координатора, отряд выстроил для себя определённые рамки. Например, они никогда не публикуют непроверенную информацию. Несмотря на то что информация, так скажем, имеет ограниченный срок годности и некоторым группам в соцсетях важно выставить новость первыми, «Север» никогда с этим не торопится.

— У нас нет права на ошибку. Однажды у нас был интересный поиск — сразу несколько пропавших. Отправились в Ягринский бор искать конкретного человека. К сожалению, собака обнаружила мужчину погибшим. Вызываем Следственный комитет, полицию. Среди нас был и сын погибшего. Когда мы уехали, он звонит и говорит, что это не его отец. Выяснилось, что это был другой пропавший, след которого оборвался в квартале. Ситуация для нас стала поучительной. Лучше подождать, когда родственники опознают, и лишь затем ставить точку в поиске, — поделилась Доменика.

Женщин искать легче

В прошлом году четыре пожилые женщины отправились за грибами по узкоколейке в Белое Озеро. Вышли на 34-м километре, там и потерялись, вновь рассказывает интересную историю поисковик. Связь была, поезд слышали, но никак не могли выйти обратно к путям.

— Проблема была в том, что туда ни на чём, кроме поезда, не доберёшься. Вечерний состав ушёл, пришлось ждать до утра. На следующее утро к ним выехали областные спасатели. Всё закончилось благополучно, их эвакуировали, но надо понимать, что ночи у нас всё равно холодные, — говорит Доменика.

Таких историй много, и, по опыту поисковиков, женщин искать легче, чем мужчин. Когда женщина попадает в незнакомое место, первое, что она делает, — останавливается и начинает переживать. По словам Доменики, чаще всего женщин находят в радиусе трёх километров от места пропажи.

— Мужчины так себя не ведут. Когда они начинают нервничать, они идут ещё быстрее, чтобы найти дорогу. И вот они уже чуть ли не бегут, начинают пересекать линейные ориентиры, дороги, реки, и это до тех пор, пока не смирятся с тем, что им всё-таки нужна помощь. За это время они могут уйти очень далеко. Есть особенности и в поиске детей. Они, как правило, всю свою энергию выплёскивают в первые часы — это паника, слёзы, истерика. И вот они падают от усталости и засыпают, даже могут не слышать, что их зовут. Взрослый человек в лесу не заснёт, потому что это очень страшно, взрослые осознают риски, — рассказывает Доменика.

Поисковики отмечают: природная среда — это место, где на самом деле нас никто не ждёт и нам никто не рад, а люди готовятся к походу в лес как к какому-то увеселительному занятию, редко берут с собой перекус, медикаменты, навигаторы: «Зачем, я же триста раз ходил, я не ошибусь…» Но ошибаются как раз те, кто ходил триста раз. Летом большая часть поисков приходится именно на лес. А искать приходится чаще пожилых людей.

— Лес меняется. Здесь можно провести аналогию с городом, где ты 11 лет ходил в школу, а потом уехал. Вернулся — все старые дома снесены, стоят новые. Всё, прежних ориентиров больше нет. С лесом так же, но он меняется быстрее. Из-за урагана ломаются деревья, меняются водоёмы, где-то появляются новые, а какие-то высыхают. Имеют место быть и возрастные изменения, — отмечает Доменика.

Главное — найти

На данный момент у отряда 46 незакрытых поисков. 46 человек до сих пор не найдены, из них 95% — это мужчины. И у всех этих заявок разный срок давности. Кто-то исчез недавно, кто-то год назад, а кто-то и больше. Труднее всего найти людей, пропавших в море. В этой стихии люди гибнут ежегодно.

— Море — это очень опасно. Люди здесь погибают регулярно. Плюс алкоголь. Надо понимать, что 8 из 10 погибших на воде были в состоянии алкогольного опьянения. А всё потому, что это кажется весёлым, забавным и смешным, — говорит Доменика.

Просто найти в таком случае — это уже большая удача. Показательна история, которая произошла в прошлом году. 26 сентября 2022 года отец и дочь отправились из Архангельска на рыбалку в район острова Кумбыш. Был организован масштабный поиск, областные спасатели в рамках учений патрулировали акваторию Белого моря. Были задействованы маломерные суда, вертолёты, беспилотные летательные аппараты. Но всё это не принесло результата. Лишь в июне этого года было найдено тело девушки. Её отец по-прежнему числится пропавшим без вести.

Стоит сказать, что, когда поисковики находят погибших, негатива не испытывают. Ведь это тоже некое завершение. Лучше поставить точку и начать отсчёт, после которого родственникам станет легче жить, чем пребывать в неизвестности, например, ещё 20 лет. Важно найти в любом статусе. Главное — выполнить цель — найти.

Позолоти ручку

Все мероприятия волонтёрами проводятся абсолютно безвозмездно, но для некоторых поиски пропавших — это бизнес. Например, для тех, кто называет себя частным детективом и предлагает отчаявшимся родственникам за деньги пробить пропавшего человека по загадочной базе, которой нет ни у полиции, ни у поисковых отрядов. Как рассказывают поисковики, не остаются в стороне всевозможные гадалки, экстрасенсы и ясновидящие. Своими далёкими от истины версиями они сбивают с толку родственников, а иногда и следствие. В практике ПСО «Север» не было ни одного случая, когда «экстрасенс» точно указал местонахождение пропавшего человека или предоставил верную информацию, которая позволила бы определить район поиска.

— Когда пропадает близкий человек, родственники находятся в стрессовой ситуации. Состояние неизвестности и беспомощности толкает их на обращение к таким людям, или, наоборот, аферисты сами находят родственников через соцсети. Именно поэтому мы всегда рекомендуем родственникам не публиковать свои контактные телефоны, а указывать номер полиции или отряда, чтобы мы могли отфильтровать мошенников от реальных свидетелей. Некоторые «специалисты», не стесняясь, звонят на отрядный номер и настоятельно требуют предоставить им контакты родственников. Бывают такие смельчаки, которые звонят и назначают встречу, просят принести фотографию, карту, одновременно озвучивая свой прейскурант, а получив отказ, начинают кричать и сыпать оскорблениями, — рассказывает Доменика.

Что касается этического поведения, есть люди, которые считают, что они имеют право знать подробности поиска. Бывает, пишут в комментариях с требованиями: «Ну как же так, вы же просили помощи, мы же переживали, теперь расскажите».

«Север» греет сердце

Помимо поисков отряд проводит большую профилактическую работу. Так, в 2019 году запустили направление по детской безопасности. Инструкторы, имеющие опыт поиска людей, рассказывают детям о том, что делать, если потерялся в лесу или торговом центре, не успел выйти из транспорта или, наоборот, сесть в транспорт за родителем. Все лекции проходят в форме диалога, без нотаций и запугивания.

В 2021 году запущен проект «Первая помощь: пока «скорая» в пути». В прошлом году «Северный рабочий» подробно писал об этом проекте. Курс разработан в соответствии с современными международными рекомендациями врачами-специалистами в области реанимации и оказания первой помощи. В рамках курса северодвинцы осваивали правильный порядок действий при остановке сердца и дыхания, учились оценивать состояние пострадавшего, вызывать помощь, изучали технику проведения закрытого массажа сердца и искусственного дыхания, особенности проведения реанимации у детей и многое другое.

С 2022 года начата профилактическая работа с пожилыми людьми «Чтобы тихая охота не обернулась трагедией». Обучающий семинар для людей серебряного возраста включает в себя информацию не только о том, как правильно собраться в лес, но и как действовать, если всё-таки заблудился.

Кроме этого, в 2023 году «Север» присоединился к проекту «Стрелки». Общероссийский проект направлен на установку указателей в лесу, в местах, где чаще всего теряются люди. Теперь в пригороде Северодвинска, Приморском и Холмогорском районах можно встретить красные стрелки — указатели направления выхода. На стрелке размещена информация о расстоянии до ближайшего населённого пункта или иного ориентира. Каждой стрелке присвоен порядковый номер, а чуть ниже прикреплена памятка для заблудившихся. Номера стрелок и их геолокация будут переданы в Единую диспетчерскую службу 112 и на сайт общероссийского проекта «Стрелки». Это поможет спасательным службам и позволит сохранить жизни большего числа людей.

Найден. Жив

Основной состав отряда — 30 человек. Ко дню рождения в «Север» принято восемь новичков, ещё 40 — в процессе обучения. На рассылку в каналах оповещения уведомления о сборе на поиски в различных мессенджерах подписано свыше 600 человек из разных районов Архангельской области. Помимо Северодвинска отряд имеет отделение в Архангельске, весной этого года открыт пункт в Вельске. Поисковики всё время повышают свои знания. Выезжают на всероссийские форумы, проходят курсы молодого бойца в рамках обучения в Центре поиска пропавших людей.

Эта огромная работа, этот бесценный человеческий ресурс, добрые сердца — всё — ради этого: «Инфорги обзванивали родных и больницы, размещали информацию в Интернете и среди водителей такси, проверяли возможных свидетелей. Пешие и авто — группы всю ночь патрулировали улицы Архангельска и пригорода, проверяли версию с паромом из Цигломени, отрабатывали возможные маршруты, круглосуточные магазины, банкоматы, вокзалы, остановки, внимательно вглядываясь в каждого прохожего — может, именно он и есть наш дедушка, которого так ждут дома? Утром выехали новые группы поисковиков на смену неспавшим коллегам. К поиску пожилого мужчины присоединились кинолог со следовой собакой. И уже в 11.35 по отрядному внутреннему каналу связи от одной из групп прозвучало долгожданное: НАЙДЕН! ЖИВ!»

Фото из архива ПСО «Север»

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июль 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей