Вернуть доброе имя

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/06/H7wG-BegmN4-.jpg

«Шолохов. Незаконный»: новая книга Захара Прилепина

Михаила Шолохова часто вспоминали так: красивый спокойный человек с удивительными — внимательными и будто улыбающимися чему-то — глазами слушает, все высказываются, спорят, перекрикивают друг друга — а он в уголке присел и молчит. Если и скажет, то каждое слово выложит бережно. И слово покатится по столу, как пасхальное яичко. С этих воспоминаний начинается новая книга Захара Прилепина — «Шолохов. Незаконный».

В новом фильме Андрея Смирнова «За нас с вами», который вышел на экраны в конце мая, есть цитата: «Мы терпеливы, как никто на свете. Можем вынести то, что другим и не снилось. Не выносим мы только три вещи: чужой ум, красоту и талант». Не секрет, что у многих талантливых людей всегда были завистники, которые в желании уничтожить имя человека шли на любые подлости: сплетни, интриги, клевету — и, надо сказать, часто достигали цели — не каждый мог справиться и защитить своё имя. Но время всегда всё ставит на свои места. И пусть даже через много лет, но обязательно найдётся тот, кто сможет отделить зёрна от плевел и рассказать правду.

Михаил Шолохов — один из крупнейших писателей прошлого столетия. Кто не знает его «Тихий Дон», «Судьбу человека» или «Поднятую целину», но вместе с тем, наверное, многие хоть раз слышали версию, которая ставила под сомнение подлинность авторства Шолохова. Любимый миллионами своих читателей, он был чужим для литературных дельцов и завистников, пустивших в мир до сих пор не изжитую ложь о том, что самый знаменитый шолоховский роман «Тихий Дон» написан не им.

В своей новой книге автор убедительно разоблачает эту и другие легенды, долгие годы окружающие имя писателя. Шаг за шагом, проходя вместе с героем его жизненный и творческий путь, он показывает, как огромен и актуален шолоховский дар и как удивительны повороты шолоховской судьбы.

Что же касается завистников, так ещё Виктор Гюго говорил, что таковые рассчитывают добавить себе немного блеска на величии тех, кого оскорбляют. Но напрасно. Обычно эти люди остаются безвестными, их имена быстро забывают, а их руки навсегда сохранят следы брошенных ими комьев грязи. «Пожалеем их», — говорит Виктор Гюго. Ну а мы вернёмся к Шолохову.

Книга вышла в издательстве «Молодая гвардия» в этом году, а её презентация состоялась 3 июня на книжном фестивале «Красная площадь» в Москве. Участники и организаторы фестиваля, среди которых были главный редактор издательства Мария Залесская и литературный критик, член Союза писателей России и главный редактор ИА «Беломорканал» Андрей Рудалёв, отметили, что книгу долго ждали, она получилась эпической — «биографией на все времена», а всё потому, что автор писал её с большим вниманием к герою. Книга вошла в короткий список Национальной литературной премии «Большая книга», организаторы фестиваля пожелали ей победы и долгой литературной жизни.

«Шолохов. Незаконный» — это чуть более тысячи страниц в твёрдом переплёте. В конце книги автор предусмотрел для любознательных читателей удобный указатель с основными датами жизни и творчества Михаила Шолохова, а также список литературы, который ему помогал шаг за шагом восстанавливать жизненный и творческий путь писателя. Автор выразил и слова благодарности людям, без которых, по его мнению, эта книга не написалась бы и не издалась.

Для тех, кто не следит за творчеством Захара Прилепина, можно сказать, что это уже третье большое издание жизнеописания известного человека. До Шолохова были Леонид Леонов и Сергей Есенин. В новой книге 17 глав, четыре из них посвящены истории семьи, детству и юности Михаила Александровича Шолохова, что само по себе интересно: до этого такого углублённого исследования не было. Как говорит автор книги, и сам Шолохов многого не знал — к примеру, историю своего рождения. Отсюда и название книги.

В ней раскрываются малоизученные ранее темы, главы посвящены взаимоотношениям Шолохова со Сталиным, Ежовым, системой НКВД, затронут и украинский вопрос. Впервые раскрыта история любви, которая ранее нигде не рассказывалась. Но в каждой главе прослеживается признание в любви к герою. Начинается рассказ с портрета, а портрет — с самого главного качества — цепкой памяти.

Автор пишет: «Пётр Луговой, ближайший шолоховский товарищ в тридцатые, так рассказывал: «Встречаясь с людьми, беседуя с ним, Шолохов ничего не записывал. Он всё это запоминал в точности. Шолохов называл фамилии, имена, отчества людей, с которыми говорил, с которыми встречался, приводил многочисленные факты, описывал лица людей».

А вот ещё один пример: «Корреспондент «Большевистской смены» в 1940 году спросил писателя: «Какое место в вашей работе занимает записная книжка?» Шолохов ответил: «А у меня её нет. Как-то в голове всё держу».

Автор предполагает, что Шолохов многое унаследовал от своей матери Анастасии Даниловны. Помнили, что она была тактична, умна, выдержанна, очень наблюдательна, малоразговорчива, но каждое её слово было на месте.

Родился Михаил Александрович 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской Донецкого округа области Войска Донского. «Учёные люди на Дону были редкостью, — пишет автор, — но никто не воровал. На Дону воровство не прощалось».

Прилепин ярко описывает нюансы и детали. Для Шолохова нет запретных тем, отмечает он, нет языковых табу. Герои Шолохова грешат, матерятся, страдают — живут. Автор часто приводит цитаты из произведений, которые звучат сегодня как-то по-новому. Есть в книге и про личные отношения Шолохова со Сталиным: невероятными кажутся темы, которые они обсуждали, и разговоры, свидетелем которых он был.

Один из таких эпизодов предлагаем нашим читателям.

Пригубив, Сталин именно тогда произнёс знаменитые свои слова, касавшиеся вроде бы всех писателей, но прозвучавшие после тоста Шолохова словно бы в раскрытие шолоховской темы.

— Инженер создаёт машину или пушку, — сказал Сталин. — Однако как будет действовать машина или пушка, зависит от человека, управляющего ими. Если человек сдаст, сдрейфит — и машина сдаст. Пушка может быть повёрнута в противоположную сторону, будет бить по своим. Когда человек правильно воспитан, закалён в боях, то машина или пушка могут совершать чудеса, превысят в данных ими показателях все расчёты. Человека воспитывает литература. Писатели — инженеры человеческих душ. Производство душ — самое главное производство.

— Может, всё-таки производство танков поважнее? — пошутил Ворошилов, едва Сталин закончил тост.

Они оба были в тот вечер настроены весело. Многие тогда заметили, что Сталин вообще смешлив.

— Нет, товарищ Ворошилов, — ответил Сталин, мягко отклонив шутку. — Незачем танки строить, если души сгнили человеческие. Производство душ важнее производства танков.

И ещё раз тихо тронул своим бокалом бокал Шолохова.

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей