Цифровой этикет,

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/06/JNS7ub5F290-.jpg

или Как не бесить друг друга в Интернете

Мы уже давно перестали просто выходить в Интернет — мы в нём живём: устраиваемся на работу, общаемся с друзьями, решаем различные вопросы, получаем образование и даже находим спутника жизни. Можно смело сказать, что сегодня встречают не по одёжке, а по профилю в социальных сетях, провожают не по уму, а по умению писать грамотные электронные письма. Цифровая среда трансформируется, меняет нашу жизнь и нас самих. Вместе с этим меняются и наши представления о приличном поведении в Сети.

Своевременная и интересная книга Ольги Лукиновой «Цифровой этикет» — отличный путеводитель в мир цифрового этикета как для тех, кто уже, как им кажется, не испытывает никаких неудобств, ныряя в чаты, мессенджеры и треды, так и для тех, кому ещё только предстоит освоить этот нелёгкий, но весьма полезный навык. Самое время учиться жить в мире технологий и поднимать свои коммуникативные навыки на новый уровень.

Нет сомнений в том, что так называемый диджитал-этикет полностью поменял нашу жизнь. Ещё, может быть, каких-то лет пять назад было неприлично не отвечать на звонок, а сегодня считается неприличным звонить хотя бы без СМС-предупреждения. Сегодня убрать телефон со стола или держать его экраном вниз при личной встрече — знак максимального уважения к собеседнику. Наше отношение к внешнему миру формируют поставленные лайки.

Сегодня мы чаще узнаём новости друг о друге и даже общаемся чаще через социальные сети. Нет времени на общение? Лайк стал своебразной формой социального взаимодействия и обмена любезностями. А эмодзи читаются нами как проявленные чувства. Если бы нам об этом сказали ещё несколько лет назад, мы бы подумали, что это шизофрения.

Сегодня по лайкам просто узнать, кто с кем дружит, а кто с кем поссорился. Лайк недругу друга расценивается как мнение, позиция или заявление, а уж рассматриваться может и вовсе как моветон. Сегодня лайк — это новый месседж, только без слов. Только представьте: под негативным постом или комментарием о вас лайк поставил друг или коллега — разве вы не захотите с ним объясниться и не расцените это как предательство? Люди по этой причине перестают не только общаться, но даже сидеть за одним столом, а слова «привет» и вовсе не дождёшься. Даже если вы будете молчать и не высказываться на определённые темы, лайк сегодня всё скажет за вас. И всё чаще ответственность у автора поста и у того, кому этот пост нравится, становится одинаковой. Сегодня фраза: «Это всего лишь лайк» — больше не работает. В 2023 году лайк — это и есть вы.

Социальная сеть сегодня — агрегатор быстрых новостей. Люди получили возможность и полномочия оставлять комментарии и высказывать своё мнение по разным вопросам. И оставленные комментарии стали отдельным видом искусства. Но социальная сеть — это не только польза, это ещё и раздражение и плохое настроение в том случае, когда новости так себе, а в комментариях кто-то упомянул вас недобрым словом. Сегодня часто можно слышать, что это всё бесит. К сожалению, не все среди нас обладают чувством такта и имеют хотя бы азы культуры поведения. Книга «Цифровой этикет» как раз об этом — как всем нам следовать определённым правилам, чтобы не бесить друг друга в Интернете.

Надо отметить, что книга имеет удобные и логичные разделы по темам, так что, если вас интересует какой-то определённый вопрос, вы можете легко найти нужную главу на указанной странице. Цифровой этикет делового общения, цифровой этикет неформального общения, цифровая репутация, цифровой этикет бренда и как сделать жизнь в цифровой среде комфортной — в книге можно найти ответы на многие вопросы и получить нужные советы. По секрету скажем, прочитав книгу, можно даже кого-то восхитить или удивить, а может, что-то и подсказать.

Как поведала автор книги, впервые правила поведения в Сети сформулировала Вирджиния Ши в книге «Нетикет». Книга вышла в 1994 году и содержить 10 заповедей о том, как вести себя в киберпространстве:

1. Помните, что вы говорите с человеком, а не с компьютером и можете его ранить. 2. Придерживайтесь тех же правил и стандартов поведения, которых вы придерживаетесь в реальной жизни. 3. Учитывайте, где вы находитесь в киберпространстве: нетикет меняется на разных площадках. 4. Уважайте время и трафик других людей: не заставляйте никого тратить время попусту. 5. Позаботьтесь о том, как вы выглядите, пишите грамотно о том, в чём разбираетесь, и будьте вежливы. 6. Делитесь вашим опытом и знаниями. 7. Держите под контролем конфликтные ситуации. 8. Уважайте чужую частную жизнь и не читайте чужую переписку. 9. Не злоупотребляйте вашей властью. 10. Прощайте людям ошибки: когда-то вы тоже были новичком.

За последние годы Интернет сильно изменился, но заповеди Вирджинии Ши актуальны до сих пор. Пользователи в Интернете перестали быть анонимными и обрели возможность создавать свою виртуальную личность. Это сильно сказалось на поведении пользователей в Сети и представлениях о вежливости. Современная цифровая вежливость — это уже не просто избегание бранных выражений.

Книга расскажет о правилах, которых необходимо придерживаться. К примеру, зачем нужно уточнять формат общения, почему не нужно отправлять сообщения ночью, зачем проверять факты, почему нельзя воровать чужой контент и можно ли размещать фото в купальнике, если вы — педагог.

Предлагаем нашим читателям небольшой эпизод из книги «Цифровой этикет» Ольги Лукиновой.

Не фотографируйте, не записывайте видео и не пишите на диктофон без согласия собеседника.

Сегодня любое наше действие может быть зафиксировано и «опубличено». И мы не всегда этого хотим. Поэтому обязательно предупредите собеседника, если вы собираетесь что-то записывать или фотографировать. Сообщите также причину, по которой вы собираетесь это сделать. Он может согласиться или отказаться от записи, и вам нужно учитывать его мнение.

Если кто-то захочет записать вас (например, ваш доклад или совещание), вы можете от этого отказаться или попросить не использовать запись.

Отключайте звук телефона.

Иначе общественное пространство, например офис или open space, наполняется бесконечной какофонией. Каждый хочет сделать свои уведомления погромче, чтобы среди чужих уведомлений не пропустить свои. Фоновый шум повышается. Люди ещё увеличивают громкость своих телефонов. Фоновый шум ещё больше повышается. И это замкнутый круг. Никто не может сосредоточиться, все нервничают, работать становится невозможно.

Поэтому если вы работаете в кабинете, в котором находится несколько человек, то переведите телефон в беззвучный режим. Если вам часто звонят, то лучше и вибрацию отключить, потому что она может тревожить окружающих.

Смартфон в театре и кино.

Принято думать, что достаточно перевести телефон в виброрежим и тогда он не будет беспокоить окружающих. Но вспомните, например, когда вы сидите в театре и в самый кульминационный и драматический момент спектакля у кого-то начинает вибрировать телефон. Это, конечно, лучше, чем зажигательная ламбада, но тем не менее окружающих отвлекает ничуть не меньше.

Кроме звука в театре и кино нужно уменьшить и яркость экрана телефона. Вспомните, как неприятно, если человек, сидящий рядом с вами, начинает копошиться в своём смартфоне: яркий свет экрана в полной темноте режет глаза и мешает сосредоточиться на том, что происходит на сцене. Поэтому обязательно приглушайте яркость экрана, если вам нужно заглянуть в смартфон во время фильма или спектакля.

Но лучше постарайтесь проверить почту и мессенджеры до того, как началось представление, а на время сеанса совсем отключите телефон.

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей