Почётный гражданин города Северодвинска

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/06/foto1-1-2.jpg

Александр Фёдорович Зрячев: 20 лет у штурвала «Звёздочки»

1982 год. В парткоме «Звёздочки» шло заседание по приёму молодых заводчан в кандидаты в члены КПСС. Директор предприятия, член бюро парткома Александр Зрячев при обсуждении кандидатур отрывался от подписания документов, внимательно слушая биографии завтрашних коммунистов. Его, как было видно по выражению лица, очень интересовали их профессии. В тот день среди пятерых кандидатов были учитель, торговый работник и геолог. Все они были приняты кандидатами в члены КПСС. Но как только за последним из них закрылась дверь, Александр Федорович жёстко обратился к секретарю парткома Кузьмину:

— Анатолий Кузьмич, это хорошо, что предприятие пополняется образованными людьми, но кто будет ремонтировать лодки? Учитель? Товаровед? Геолог? В этом году нам предстоит сдать четыре заказа, сумеем ли?

Тот в ответ:

— Переучиваем их на корабелов, Александр Фёдорович.

— Так на это уходят месяцы, а флот лодки требует сегодня, — парировал директор.

Успокаивать его принялись буквально все члены парткома, и кто-то из них произнёс:

— Александр Фёдорович, в десятилетний юбилей вашего руководства предприятием не подведём, все заказы сдадим.

Так и получилось. В 1982 году «Звёздочка» передала флоту четыре АПЛ: К-62, К-245, К-457 и К-447. Вторую из них уводил в Заполярье капитан второго ранга В. А. Попов, будущий адмирал, командующий Северным флотом.

Вот так Александру Зрячеву приходилось испытывать своё предназначение в качестве директора «Звёздочки», которой он руководил с 1972 по 1992 год. Сегодня есть повод вспомнить о почётном гражданине города Северодвинска Александре Фёдоровиче Зрячеве, которому 9 июня исполнилось бы 95 лет.

Принял решение быть корабелом

Родился Саша Зрячев в селе Ахмат Краснокутского района Саратовской области в крестьянской семье. Его отец в 1930-е годы принимал активное участие в организации местного колхоза. Перед окончанием средней школы юноша мечтал поступить в мореходку и выучиться на штурмана. Но потом передумал и после получения аттестата о среднем образовании подал заявление в Ленинградский кораблестроительный институт, который окончил и получил специальность инженера-механика по судовым паровым двигателям и установкам.

В наш город он прибыл в 1953 году по путёвке Министерства высшего образования и стал работать преподавателем в местном судостроительном техникуме, ведя спецдисциплины и параллельно читая лекции в учебно-консультационном пункте Всесоюзного заочного института. В 1956 году перешёл на «Звёздочку» и был назначен инженером-технологом отдела. Затем уверенно поднимался по служебному «трапу»: заместитель главного инженера — начальник 2-го отдела, главный строитель — начальник 2-го отдела. В мае 1969 года приказом министра судостроительной промышленности СССР Б. Е. Бутомы Александра Фёдоровича назначили главным инженером — заместителем директора предприятия. В 1972 году Зрячев возглавил «Звёздочку». На этих должностях он внёс большой вклад в освоение ремонта первых АПЛ и первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Пошёл на непредсказуемый шаг

В середине 1970-х годов заводу была поставлена задача проведения реконструкции и технического перевооружения, чтобы сократить сроки и стоимость ремонта и повысить качество и надёжность подводных кораблей. Первым из самых мощных объектов, которые завод готовил к сдаче в эксплуатацию, был эллинг № 1, где размещался монтажно-сдаточный цех № 15 по ремонту, модернизации и переоборудованию подводных лодок, надводных кораблей и судов. Это было уникальное производственное сооружение, насыщенное техникой и оборудованием, предназначенное для перечисленных задач.

И вот пришёл день, когда первую очередь эллинга предстояло сдать приёмной комиссии во главе с её председателем — начальником Главного управления Министерства судостроительной промышленности СССР Б. Н. Полянским. Это было 5 ноября 1976 года, в канун приближающейся даты Великого Октября. Естественно, «Звёздочке» хотелось преподнести очередной трудовой подарок. Как потом вспоминали участники и очевидцы этого действа, московская комиссия с первых минут осмотра эллинга себя почему-то странно повела: не нравится одно, второе, третье. А узрев мелкие недостатки на отделке некоторых помещений, члены комиссии начали буквально капризничать и придираться к каждому пустяку. Можно себе представить, сколько волнений переживали в эти часы директор Зрячев и его помощники.

Александр Фёдорович уже в который раз повторял комиссии: «Эллинг построен и готов к эксплуатации». Наконец, не выдержав, он пошёл на непредсказуемый шаг: для демонстрации полной готовности эллинга он отдал команду завести сюда АПЛ К-86 проекта 675 (заводской номер 532). Это была очередная подводная лодка, определённая цеху № 15 для ремонта. Столичная комиссия, все присутствующие на этой церемонии замерли: что-то будет. А судопоезд уверенно повёл заказ в сверкающий краской эллинг. Грянул шквал аплодисментов! Потребовалось около трёх часов, чтобы подводный крейсер окончательно встал на штатное место для ремонта. Приёмная комиссия была буквально ошарашена как решительностью Зрячева, так и техническими возможностями нового оборудования цеха № 15. И вынуждена была под натиском «его величества заказа»,так любил выражаться Александр Фёдорович, снять свои практически ничтожные придирки и подписать приёмный акт первой очереди эллинга с оценкой «отлично».

С того времени прошёл уже не один десяток лет, но на «Звёздочке» этот случай передаётся от поколения к поколению корабелов, восхищённых действиями Александра Фёдоровича.

Как «Звёздочка» опередила «Звезду»

А вот ещё один факт, подтверждающий талантливые способности директора Зрячева в решении глобальных задач.

Во второй половине 1980-х годов заводы «Звезда» (Большой Камень) и «Звёздочка» приступили к переоборудованию АПЛ проекта 667АТ. Руководство Минсудпрома, как вспоминал Александр Фёдорович, по конъюнктурным соображениям определило в качестве головного предприятия «Звезду». Одновременно с ним «Звёздочке» поручили выполнять работы на первой серийной АПЛ этого проекта К-447 (заводской номер 440). Однако ягринская верфь значительно опережала «Звезду» в подготовке производства и сдала эту лодку ВМФ в 1986 году. Затем предприятие передало флоту ещё два заказа этого проекта — АПЛ К-253 (заказ № 414) и АПЛ К-395 (заказ № 415). А завод «Звезда», не в обиду дальневосточным коллегам будет сказано, не сдал ни одной лодки проекта 667АТ, а головную был вынужден разрезать при 70% готовности.

И таких ярких примеров в умелом руководстве Зрячева коллективом «Звёздочки» можно привести немало. К слову, именно при нём предприятие начало выполнять заказы иностранных фирм. Первым таким заказом стало строительство корпуса бункерного судна для Голландии, которое заводские острословы окрестили «Летучим голландцем».

За период директорства А. Ф. Зрячева предприятие отремонтировало, модернизировало и переоборудовало 60 подводных лодок, 57 из которых — с атомными энергетическими установками. Кроме того, завод возводил новые цеха: специализированный винтообрабатывающий, ставший одним из крупнейших в России, получивший широкую известность за рубежом; новый эллинг цеха № 15; цех ремонта и наладки систем электроники и автоматики АПЛ — первый и единственный в СССР и т. д.

Одобрил класс бригадиров

В своей работе директор предприятия опирался на партком, профком, комитет ВЛКСМ, советы бригадиров, мастеров, молодых специалистов, ветеранов войны и труда.

В те годы на Яграх действовала вечерняя школа рабочей молодёжи. Помнится, с каким восторгом Александр Фёдорович воспринял обращение к нему директора этой школы Николая Пунанова о создании в рабочем «университете» класса бригадиров. Дело в том, что тогда на заводе подавляющее большинство младших командиров производства не имели среднего образования. Такой класс был организован, из него потом вышли десятки бригадиров, среди которых — легенды «Звёздочки: Герой Социалистического Труда Геннадий Толстоногов, полный кавалер ордена Трудовой Славы Василий Грачев, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Константин Сесь.

Имя директора помнят

А сколько сил и стараний вложил Александр Фёдорович в решение социальных задач! Под его руководством в жилом квартале острова Ягры было построено 60 домов общей площадью 200 тысяч квадратных метров, а также четыре школы, 10 детских садов, спортзал, бассейн, санаторий-профилакторий, базовое ПУ-28, организовано подсобное хозяйство «Лая», создавались садово-огороднические товарищества, открылся пионерский лагерь в Вельском районе, приобретён у Северного речного пароходства колёсный пароход «Н. В. Гоголь», который вот уже полвека служит «Звёздочке» в качестве плавбазы отдыха и туристско-экскурсионного судна. В текущем году колёсник отправится в 112-ю навигацию.

Особое внимание Зрячев уделял ягринским школам, над которыми шефствовали цеха и отделы. Завод оказывал учебным заведениям конкретную помощь. А по распоряжению Александра Фёдоровича выпускников местной школы-интерната отдел кадров принимал на работу в первую очередь.

Знали его на заводе и как активиста. Он был постоянным членом парткома предприятия, избирался депутатом городского Совета, был делегатом 18-го съезда профсоюзов СССР. Александр Зрячев награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, имел звания «Заслуженный машиностроитель РФ», «Почётный судостроитель», «Почётный гражданин города Северодвинска».

В 2004 году Александр Фёдорович ушёл из жизни. В память о нём на доме № 7 на улице Корабельной, где он жил, прикреплена мемориальная доска. В его честь названа набережная на Яграх, украшенная лопастью гребного винта с инициалами третьего директора «Звёздочки». Его именем назван морской буксир, построенный для верфи питерскими корабелами и вот уже одиннадцатый год являющийся флагманским судном заводской флотилии, надёжно обеспечивающим сдаточную программу, а также выполняющим другие ответственные задания.

Специалисты и журналисты организационно-информационного отдела «Звёздочки» выпустили книгу «Корабел Зрячев», посвящённую 85-летию Александра Фёдоровича. Десять лет она пользуется спросом. Память о директоре А. Ф. Зрячеве продолжает жить.

Фото из фонда музея «Звёздочки»

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив записей