История Северодвинска через схемы и карты

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/05/1-1-19.jpg

Более тысячи любознательных северодвинцев посетили городской музей в минувшую субботу

Более двадцати творческих встреч, экскурсий, программ и мастер-классов посетили жители города в минувшую субботу в городском краеведческом музее. По словам сотрудников учреждения, общее количество посетителей в этом году превысило 1200 человек, а это значит, что людей, которые интересуются историей города, с каждым годом становится всё больше.

Всероссийская акция «Ночь музеев» в Северодвинске проходит уже не первый год. В этом году городской музей подготовил интересные дневную и вечернюю программы. Экскурсии, встречи и мастер-классы были на разные темы и для посетителей разного возраста: разговор с путешественником, лекция о птицах, редких видах животных и растений Ягринского бора, творческая встреча с Алексеем Рэдфордом, музыкальные истории и рассказ про музейную субмарину, а территория около музея превратилась в детскую площадку.

Но самым важным и долгожданным событием музейной ночи стало открытие выставки «Карты рассказывают».

Подготовка этой выставки велась целый год, а карты, макеты и генеральные планы развития города предоставило музею управление градостроительства и земельных отношений администрации Северодвинска. Экскурсию вела научный сотрудник музея Анастасия Цветкова, а познавательным дополнением к её рассказу была встреча с краеведом Алексеем Климовым на тему «Что скрывают старые карты». К слову, эти два события собрали в помещении музейного зала больше всего людей разных поколений.

Карты, редкие фотографии, книги, генпланы, интересные экспонаты — всё в зале соответствовало атмосфере истории Северодвинска, да и неудивительно: выставка посвящена 85-летию нашего города, которое мы будем скоро отмечать.

Если попытаться в одном предложении рассказать о выставке: Северодвинск — один из немногих городов страны, где руками человека был полностью изменён первоначальный ландшафт. Что планировали сотворить? Что удалось воплотить, а что осталось лишь в мечтах? Как на болоте построить многоэтажный дом? Хорошо или плохо, когда под нами — мощные торфы? Об этом и многом другом поведали своим слушателям Анастасия Цветкова и Алексей Климов.

Для начала внимание слушателей Анастасия Цветкова обратила на то, что выставка призвана рассказать историю города и с помощью карт и схем показать, как визуально менялся Северодвинск. Почётное место в музейном зале отведено генеральным планам строительства города, так как особенность Северодвинска в том, что он находится в числе населённых пунктов, которые построены там, где нельзя было строить: болотистая местность не предоставляла радужных перспектив.

Наш город появился в XX веке в период первых пятилеток. Тогда за 15 лет в нашей стране было построено около двухсот городов. Наш город с самого начала его создания строился в соответствии с генеральными планами, которые видоизменялись и совершенствовались. На выставке можно увидеть генпланы 1947, 1959, 1967 и 1985 годов. По словам Анастасии Цветковой, сотрудники музея уже долгое время ищут генплан строительства 1939 года, но пока результата нет — ни один архив таким документом не располагает. Но и в имеющихся документах можно проследить закономерность, почему наш город создавался именно таким.

На стенде — копия карты 1936 года: первая схема отображает место, откуда началось строительство Северодвинска. Это план отвода земель под строительство нового завода. Место малообжитое, но земли не пустовали, по большей части они принадлежали колхозам Приморского района и были сенокосными угодьями и пастбищами для рогатого скота. В подтверждение напротив схемы на одной из стен музейного зала располагается редкая фотография 1936 года, где изображены пастух с пастушонком и коровы, пасущиеся у стен Николо-Корельского монастыря. Когда началось строительство, эти территории были переданы под ведомство завода.

На копии карты стоит подпись Ивана Тарасовича Кирилкина — первого начальника строительства завода, она означает, что план утверждён. На карте-схеме надпись: «Город Архангельского судостроительного завода». Ведь первоначальный вариант расположения нашего города — ягринский вариант — высокий берег, песчаная подушка, лес, природа: изначально планировали, что жилые микрорайны будут располагаться на острове Ягры.

Основная причина строительства города — Никольское устье: удобное месторасположение, выход в Белое море, ледовая обстановка, которая в зимний период в Никольском устье была лучше, чем в рукавах Северной Двины. Этот вариант был выбран членами комиссии в 1936 году.

На выставке представлена нарисованная схема строительства завода для предоставления её главе советского правительства И. В. Сталину, рисунок был сделан в апреле 1936 года инженерами и проектировщиками судостроительного завода. Тогда здесь были запланированы два стапельных и вспомогательные цеха. О городе в то время говорили мало, все усилия были направлены на строительство завода.

К проектированию были привлечены самые крупные проектные организации Советского Союза. Готовили территорию, а проекта не существовало, к тому же у проектировщиков не было данных, какие корабли будут строиться и каким будет завод. И лишь к 1938 году генплан строительства завода был завершён.

Архитектурный вид всех зданий завода и планировка были разработаны в архитектурной мастерской академиков Весниных — гигантов архитектурной мысли XX века. Они были основателями конструктивизма и известны и в нашей стране, и в мире. Братья Веснины разрабатывали архитектурную составляющую завода, её признаки можно видеть на примере цеха № 50 — новые стройматериалы, металлические конструкции, много стекла, особая кирпичная кладка и строгий геометрический узор.

Анастасия Цветкова с помощью карт рассказала и о кудемском варианте строительства города: к 1939 году пришли к выводу, что он будет строиться на материке. Проводились изыскания почвы — территория была затопляема: грунтовые воды находилисься близко к земле — 2 метра 67 сантиметров — на такую высоту нужно было поднять город. Особенность города ещё и в том, что он стоит на искусственном грунте.

К 1939 году кудемский вариант был принят окончательно. Центральную улицу нового города планировалось создать на протяжении песчаной косы от Николо-Корельского монастыря до Малой Кудьмы по так называемой Кудемской гряде, но позже от этого варианта отказались.

Также Анастасия Цветкова отметила тот факт, что Северодвинск строился по теории организации социалистического города: его центром должны были быть градообразующие предприятия, а все жилые микрорайоны должны были быть подчинены работе предприятий — благоустроены и находиться в непосредственной близости от заводов. На одном из стендов выставки можно увидеть четыре проекта, но воплотился только один — здание школы № 8.

Изначально город развернули к заводской линии, чтобы все прямые выходили на центральные вахты завода. К вопросу возведения жилых микрорайонов на острове Ягры вернулись уже после войны, когда был построен судоремонтный завод «Звёздочка», — обеспечить жильём работников завода стало важной задачей.

Не все знают, что в Северодвинске планировалось строительство аэропорта, но в 1968 году была построена трасса Северодвинск — Архангельск, и вопрос закрыли. Озеленение города — ещё одна важная задача, обозначенная в генеральных планах строительства. Что сбылось, а что нет, можно узнать, посетив экскурсию Анастасии Цветковой. К слову, на выставке представлена книга о нереализованных планах.

В конце экскурсии Анастасия Фёдоровна обратилась к жителям с просьбой помочь в поиске названия выставки и поделилась, что незадолго до её открытия сотрудники музея обращались за помощью к нейросети — она предложила более ста вариантов. Некоторые из них озвучили слушателям: «Восхождение из болота», «Чудо на болоте», «От болота к успеху», «Наглый болотный житель», «Цветок на болоте», «Невероятное болотное чудо», «Город, который находит свой путь», «Город бунтовщиков и строителей».

Возвращаясь домой после экскурсии, по-другому посмотрела на наш Северодвинск — на наши улицы, переулки и дома — и подумала, как это здорово, что у нас есть такие экскурсоводы, такие экскурсии, которые интересно рассказывают и пополняют наши знания фактами о создании нашего города. Как здорово, что историей его создания интересуются не только люди старшего поколения, но и совсем молодые, ведь жить в городе намного интереснее, когда знаешь, с чего всё начиналось, как развивалось и какие усилия людей к этому приложены. И совсем не важно, какое название придумала нейросеть, которой невдомёк, как всё это было. Для нас, жителей, Северодвинск был, есть и останется самым родным и любимым.

P. S. В следующем номере газеты расскажем об ещё одной интересной экскурсии — «Что скрывают старые карты», которую провёл Алексей Климов. Так что продолжение следует…

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив записей