Интервью с главой старейшего судостроительного предприятия Поморья
В 2023 году исполняется 330 лет со дня основания Соломбальской верфи, известной как судоремонтный завод «Красная Кузница» — ныне филиал Центра судоремонта «Звёздочка» (входит в ОСК). Предприятие чудом уцелело после череды проблем в 2000-х годах. И с вхождением в состав северодвинского завода у «Красной Кузницы» открылись новые перспективы.
В сентябре 1693 года в Архангельске 22-летний Петр I заложил Соломбальскую верфь и принял участие в постройке первого заказа — малого фрегата «Святой апостол Павел». Это событие стало точкой отсчёта истории верфи, и так было положено начало отечественному судостроению. Здесь же, на Соломбальской верфи, построили 74-пушечный парусный линейный корабль, флагман русского флота «Азов», который затем стал героем Наваринского сражения и был удостоен кормового Георгиевского флага.
Сейчас предприятие модернизирует своё производство, закупает новое оборудование, сварочную технику. Доки не пустуют — очередь из кораблей и судов расписана на месяцы вперёд. Но самое главное — «Красная Кузница» вновь возрождает традиции судостроения: в июне 2022 года состоялась торжественная церемония закладки первого пассажирского судна ледового класса проекта РЕГК.126. Весной 2023-го корабелы приступили к сборке корпуса второго судна. Всего их планируется построить четыре: три — для Архангельска и одно — для Онеги.
О том, какие задачи выполняет старейшая российская верфь и какие цели намечены на 2023 год, в интервью «Северному рабочему» рассказал директор завода Михаил Дерябин.
— Михаил Николаевич, какими производственными достижениями может похвастаться «Красная Кузница»?
— Несмотря на ситуацию в мире и введённые против нашей страны ограничения, год можно признать удачным. Одним из главных наших достижений стало начало строительства серии пассажирских судов для Архангельской области по контракту с «Машпромлизингом». В День кораблестроителя, 29 июня 2022 года, было заложено первое судно. Также в 2022-м мы спустили на воду корпус стоечного судна, которое строится для нужд нашего головного предприятия. Это была уникальная операция. Для вывода из цеха и спуска на воду корпуса судна завод построил временную дорогу с рельсами. Архангельская РЭБ флота предоставила нам свои электроуправляемые тележки, с помощью которых судно доставили к линии причала. Спуск на воду был осуществлён плавкраном «Юрий Кондрашов» флотилии ПО «Севмаш».
Основным направлением деятельности для нас всегда остаётся судоремонт. Желающих на постановку в док стало больше, и расписание доковых операций сейчас составлено до 2025 года.
— В какой стадии находятся пассажирские суда проекта РЕГК.126?
— В блоке цехов продолжаются работы по постройке судов. Корпус первого судна уже перемещён с постели на низкий стапель. В апреле после предъявления корпуса ОТК и ФАУ «РКО» планируем приступить к монтажу секций надстройки. Одновременно идёт сборка корпуса второго судна в постели и изготавливаются отдельные конструктивные элементы для третьего судна.
— Насколько сказались на вашей работе, и в частности на строительстве пассажирских судов, массовые санкции?
— Потребовалось вносить изменения в проект РЕГК.126 по замене крупногабаритного оборудования. Например, насосы заменили на аналоги из Китая, арматуру — на отечественные изделия, силовая установка вместо японской стала корейской. Работа в этом направлении ещё продолжается совместно с заказчиком и проектантом. Причём из-за того, что меняется оборудование, возможны изменения и в корпусных конструкциях. Как следствие, увеличиваются сроки на выпуск рабочей конструкторской документации.
— Планируется ли строительство буксиров проекта 05Ту? Первые четыре судна хорошо зарекомендовали себя на «Звёздочке» и «Красном Сормово».
— Сейчас в первом пролёте блока цехов мы ведём строительство двух буксиров РБТ-5 и РБТ-6 для собственных нужд. Сроки пришлось сдвинуть — всё внимание нацелено на пассажирские суда. Но по возможности продолжаем закупать оборудование. Думаю, что в ближайшее время мы их достроим.
— Как ведётся работа по обновлению докового хозяйства?
— «Красная Кузница» участвует в доковой программе ОСК для постройки плавдока грузоподъёмностью 5000 тонн, который должен заменить наш самый старый док — ПД-47.
— Какие суда чаще всего приходят на ремонт?
— Чаще всего приходят сухогрузы. Но вообще доковый ремонт у нас проходят суда различного назначения — танкеры, ледоколы, научно-исследовательские, пассажирские суда, морские и речные буксиры, земснаряды, плавкраны. Даже пароход был — легендарный «Н. В. Гоголь». Конечно, наиболее востребованным у судовладельцев является наш 32-й док (плавдок М-32. — Прим. ред.), потому что он работает круглогодично и может принимать большие суда: его грузоподъёмность — до 9000 тонн, длина — почти 150 метров.
Наши основные заказчики — компании «Северный проект», «ЭКО Шиппинг», «Севнор Менеджмент», Северное морское пароходство, «Росморпорт», Хатангский морской торговый порт, Ленское объединённое речное пароходство и другие компании.
— Как идёт техническое перевооружение предприятия?
— Перевооружение идёт исходя из финансовых возможностей. В планах — обновление трубогибочного, малярного, сварочного оборудования.
— Какие проблемы, на ваш взгляд, есть в отечественном судоремонте? Что мешает сделать его дешевле, качественнее, быстрее?
— На мой взгляд, одна из самых серьёзных проблем в отрасли сегодня — дефицит квалифицированных кадров. Это касается как производственных рабочих, так и ИТР — очень сложно найти хороших технологов, строителей кораблей, мастеров производственных участков.
— Из-за последних геополитических событий, санкций и ухода целого ряда фирм — поставщиков судового оборудования осложнился ли доступ к запасным частям, расходным материалам и в целом материалам для судоремонта (краски, сварочные материалы и т. д.)? Как решаете эту проблему?
— Проблема поиска комплектующих для ремонта судов гражданского назначения в нынешней ситуации присутствует. При заключении договоров на ремонт судов поставку материалов мы обычно берём на себя, а поставку комплектующих оставляем за заказчиком.
— Сотрудничаете ли с другими предприятиями региона, с учебными заведениями?
— «Красная Кузница» — филиал северодвинской «Звёздочки». Поэтому первым делом, если нужна помощь, мы обращаемся к головному предприятию. Кроме того, у нас есть практика подключения подрядных организаций. Мы активно сотрудничаем с нашими ближайшими соседями — Группой компаний «Отпимист», а также с Архангельской РЭБ флота, Беломорской сплавной компанией, базой технического обслуживания Архангельского тралового флота.
Взаимодействуем и с учебными заведениями, в первую очередь — с Архангельским техникумом водных магистралей имени С. Н. Орешкова, Арктическим морским институтом имени В. И. Воронина, САФУ.
— Огромное спасибо за возможность посетить завод и за честный разговор! Желаем «Красной Кузнице» новых интересных проектов!
Фото автора и Виталия ВАШУТКИНА