«Берлин, май 1945»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/04/1-1-15.jpg

Одна из самых правдивых книг о войне

В мае 1945 года среди руин павшего Берлина был обнаружен и идентифицирован обугленный труп Гитлера. Юная военная переводчица, гвардии лейтенант Елена Каган, прошедшая войну от Ржева до Берлина, оказалась непосредственной участницей этих событий. Но лишь двадцать лет спустя писательница Елена Ржевская смогла рассказать, как это было. Её книга «Берлин, Май 1945» вышла с большими цензурными купюрами, однако даже в таком урезанном виде произвела сенсацию, раскрыв тайну века. И только сейчас эта книга вышла в полной авторской версии. Сохранившиеся в личном архиве Елены Ржевской воспоминания ключевого свидетеля, благодаря которому фюрер был опознан, публикуется впервые.

«Когда вы начнёте читать эту книгу, она будет держать вас в напряжении, как настоящий детектив», — говорит Леонид Млечин во вступительном слове. Не так давно мы уже рассказывали об одной из книг Елены Ржевской и о ней самой. Но не можем не рассказать и об этой книге, потому как такие факты из истории нужно знать, особенно сегодня, когда факты искажаются, а исторические события пытаются затереть и подчистить.

Елена Ржевская долгое время не сможет рассказать о том, что видела своими глазами, — цензура! А она расшифровывала много подлинных документов и дневниковых записей верхушки Третьего рейха, участвовала в опознании трупа Гитлера. Но тогда Сталин даже от маршала Жукова скрыл сообщение о том, что труп Гитлера найден, много лет спустя Елена Ржевская встретится с опальным маршалом и состоится разговор, запись которого тоже есть в этой книге.

Почему такой важный факт был скрыт?Появилось множество слухов, домыслов и легенд о том, что Адольф Гитлер жив. На Потсдамской конференции Сталин заявил, что труп Гитлера не найден и фюрер скрывается либо в Испании, либо в Южной Америке. Но в книге кроме рассказа об этом есть ещё много интересных фактов. Как говорит сама автор, эта книга о лично пережитом. Книга, опирающаяся на документы. В ней рассказано о подлинных фактах и событиях.

— Главное в такого рода вещах — достоверность. Точность и достоверность — самая большая сенсация, — говорит Елена Ржевская.

Но совсем не каждый документ — факт, и даже факт — ещё не вся правда. Важен контекст.

— Я давала исключительно те документы, которые разбирала в начале мая 1945 года в рейхсканцелярии и впоследствии в штабе армии, а также документы, обнаруженные мною в засекреченном архиве за двадцать дней интенсивной работы в сентябре 1964 года. Одним из наиболее существенных моих открытий стала публикация фрагментов из найденного дневника Геббельса, — вспоминала Елена Ржевская.

К слову, в книге автор даёт много цитат из записей министра пропаганды, который считал, что всё нужно маскировать, а размножать слухи среди населения — очень эффективный способ и мощное оружие. Последняя тетрадь дневника — уникальное, интереснейшее историческое свидетельство. Она отражает факты и атмосферу подготовки к нападению на Советский Союз. Раскрывает характер провокаций, методы маскировок, предпринятых тогда нацистской Германией.

«Итак, вперёд! Богатые поля Украины манят. Наши полководцы, которые были в субботу у фюрера, подготовили всё наилучшим способом. Наш аппарат пропаганды находится наготове и ждёт. Маскировка в отношении России достигла кульминационного пункта. Мы наполнили мир потоком слухов так, что самому трудно разобраться. Наши распространители слухов работают отлично. Со всей этой путаницей получается почти как с белкой, которая так хорошо замаскировала своё гнездо, что под конец не может его найти. Слухи — наш хлеб насущный», — пишет Геббельс в своём дневнике накануне войны.

Книга начинается с описания пути на Берлин через Варшаву. Автор пишет, что за каждую улицу Познани, за каждый дом, за каждый лестничный пролёт бились испытанные в уличных боях сталинградские штурмовые отряды. Познань — один из первых польских городов, захваченных немцами. Сюда в 1939 году вслед за немецкими дивизиями осваивать провинцию Вартегау кинулись тысячи немецких предпринимателей, партийных чиновников. Поляки были выброшены из всех мало-мальски приличных квартир. У них не было больше ни фабрик, ни магазинов, ни школ, ни личных вещей. Их улицы были переименованы, язык запрещён, памятники сброшены, костёлы опоганены.

Автор даёт подробное описание событий той весны, как встречали Красную армию, как радовались и ждали их прихода и освобождения.

Чем опасен человек завистливый, гордый и примитивный? Тем, что в него очень легко заходит идеология выдуманного превосходства, мести и насилия — то есть нацизм в разных видах. Об этом книга Елены Ржевской.

Предлагаем нашим читателям небольшой эпизод из книги «Берлин, Май 1945».

Уже три дня Берлин полностью окружён. В тяжёлых боях, взламывая оборону одного района города за другим, войска 3-й ударной армии генерал-полковника Кузнецова, 5-й ударной армии генерал-полковника Берзарина и 8-й гвардейской армии генерал-полковника Чуйкова продвигались к центру: к Тиргартену, к Унтер ден Линден, к правительственному кварталу. Советским комендантом Берлина генерал-полковником Берзариным уже издан приказ о роспуске национал-социалистской партии и о запрещении ее деятельности.

Под горящими, рассыпающимися домами, в подвалах — жители Берлина. Плохо с водой, иссякают скудные запасы продовольствия. На поверхности — несмолкаемая стрельба, взрывы снарядов, летящие в воздухе обломки зданий, гарь, дым пожарищ, удушье. Положение населения отчаянное.

В этих обстоятельствах, когда исход был очевиден, каждый час продления этой бессмысленной борьбы — преступление.

Каковы же планы немецкой стороны в эти дни?

Лишь позже, когда уже всё было кончено, можно было доискаться ответа на этот вопрос. Взятый в плен 2 мая в пивоварне Шультхайс адъютант Гитлера штурмбанфюрер CС Oтто Гюнше письменно ответил на него таким образом.

22 апреля, когда артиллерийские снаряды рвались в центре Берлина, в 16.30 состоялось совещание верховного командования во главе с Гитлером.

«Фюрер имел в виду осуществить наступление 9-й армии в северо-западном направлении и наступление армейской группы генерала войск СС Штейнера в южном направлении, он рассчитывал отбросить прорывавшиеся, слабые, по его мнению, русские силы, достигнуть нашими главными силами Берлина и этим создать новый фронт. Тогда фронт проходил бы примерно по следующей линии: Штеттин, вверх по течению Одера до Франкфурта-на-Одере, далее в западном направлении через Фюрстенвальде, Цоссен, Троенбрицен до Эльбы.

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей