Друг и проводник

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/03/1-1-12.jpg

В Северодвинске стартовал новый сезон проекта «Два капитана»

В субботу, 4 марта, в Северодвинском детском доме прошла встреча участников проекта «Два капитана». Она состоялась для желающих стать наставниками для ребят из детского дома. Проект, реализуемый детским домом совместно с управлением социального развития, опеки и попечительства городской администрации, направлен на формирование системы наставничества над воспитанниками и выпускниками организаций для детей, оставшихся без попечения родителей. В его рамках десятки ребят обрели взрослых наставников, которые впоследствии стали для них настоящими друзьями.

— В сентябре 2023 года нашему проекту исполнится пять лет. Первая группа была набрана в 2018-м, когда мы сотрудничали с московским благотворительным фондом «Арифметика добра»: они поделились с нами технологией наставничества. С тех пор наша совместная деятельность продолжается. В последнем наборе в 2022 году с нами сотрудничал детский дом № 1 города Архангельска. Было создано семь пар, из них пять — в Северодвинске, — рассказала в ходе установочной встречи социальный педагог Северодвинского детского дома Наталья Ангел.

Чувствовать защищённость и поддержку, быть нужным и любимым — важнейшие потребности для каждого человека, а особенно — для ребёнка. Детям, оставшимся без родительской опеки, важны значимые взрослые, которым они по-настоящему дороги, которые могут помочь советом и поддержать словом. Встретить такого человека, когда живёшь в замкнутом пространстве детского дома, непросто. Сейчас появляется всё больше людей, которые хотят сделать что-то хорошее для детей в детских домах. Возможно, одно из правильных решений — стать для такого ребёнка другом, проводником в реальную жизнь, в которой он окажется после совершеннолетия.

Несмотря на то что каждого воспитанника детского дома готовят к самостоятельной жизни, у ребят всё равно возникают трудности при общении с другими людьми, при решении бытовых проблем. В детских домах готовят повара, стирают прачки, за чистотой следят уборщицы — значимость совместного труда снижается практически до ноля. В силу обстоятельств эти ребята нечасто задумываются, что с началом самостоятельной жизни всё изменится: им придётся всё делать самим — готовить еду, следить за собой, стирать одежду и даже вовремя приходить на работу. И вот в этом и может помочь взрослый наставник — поделиться жизненным опытом и научить самостоятельности, порой даже в самых простых вещах.

— Дети, у которых есть родители, понимают, что открывать незнакомым дверь нельзя, они знают, сколько по времени нужно варить яйцо, чтобы оно стало всмятку или вкрутую, какие продукты надо покупать для приготовления тех или иных блюд, а также как откладывать деньги. С воспитанниками детского дома всё по-другому. И здесь может помочь наставник, — отмечает Наталья Ангел.

Одной из главных сложностей в отношениях наставника и подопечного, как ни парадоксально, являются деньги. Одно из правил — никаких трат, покупок и подарков. Если и идти в магазин, то с определённой целью. Например, если в планах у пары научиться готовить борщ или торт, необходимо купить в магазине ингредиенты, затем, уже дома, чётко следовать рецепту — и тогда будет результат! Но никаких покупок мобильных телефонов, одежды — это может избаловать ребёнка, и вы превратитесь из наставника и друга в спонсора. Если он попросит подарок, следует отказать. Как это сделать, расскажут психологи проекта, они же помогут выстроить ваши отношения.

Если у наставника есть хобби — это приветствуется! Детдомовцы ограничены в выборе увлечений, поэтому вы можете дать подопечному новые творческие знания. Художник, фотограф, судомоделист или спортсмен — всё это может заинтересовать ребёнка, но главное — не переусердствовать: есть риск, что у ребёнка другие интересы, и это нужно учитывать — к нему необходим индивидуальный подход.

Каждый воспитанник детдома имеет свою личную историю, которая, естественно, отнюдь не самая счастливая. Поэтому и наставником может стать не каждый. Это должен быть ответственный человек, который чётко понимает, зачем он идёт в этот проект. Важно, чтобы об этом решении знала его семья, родные, чтобы в будущем избежать недопонимания. Кроме того, будущий наставник должен озаботиться сбором всех необходимых справок. Руководство оставляет за собой право отказать человеку в участии в проекте. Тут главное — не навредить ребёнку. Также в списке требований к кандидатам — отсутствие судимости, зависимости и психических заболеваний. Важно быть внимательным, обладать навыками коммуникации, а также быть готовым к регулярному и долгосрочному взаимодействию. После завершения курсов каждый кандидат получает сертификат о прохождении школы наставников.

— Мне бы хотелось, чтобы детки, зачастую оказавшиеся в детдоме по вине не очень сознательных родителей, не повторяли их ошибок. И генетика здесь ни при чём, — подчеркнул участник встречи Ян Антуфьев.

Общение взрослого и ребёнка может проходить в разных форматах: личные встречи, по телефону и в социальных сетях. Отношения важно продолжать и после выпуска молодого человека из стен детского учреждения. Проект нацелен на долгосрочное взаимодействие наставников и их подопечных — не менее одного года. Это позволит сформировать устойчивое социальное окружение для воспитанников детского дома, а для кого-то из взрослых станет первым шагом на пути к ответственному решению взять подростка из детского дома к себе в семью.

Фото из архива Северодвинского детского дома

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей