АПЛ К-496 «Борисоглебск»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/03/1-1-11.jpg

Чемпион по плаванию подо льдами Мирового океана

Боевая служба длиной 72 дня

Как известно, в начале 1970-х годов прошлого века в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора С. Н. Ковалёва начались работы над проектом 667БДР — проектом атомной подводной лодки с первой отечественной баллистической ракетой, имеющей разделяющиеся боевые блоки индивидуального наведения. Такие подводные ракетоносцы строились и на Севмаше: всего их было передано ВМФ СССР 14 единиц, одна из которых — РПКСН К-496 «Борисоглебск» (заводской номер 496). Сегодня есть уважительный повод вспомнить эту подводную лодку, которая в феврале 1978 года, 45 лет назад, была включена в состав Северного флота — седьмая по счёту.

Заложили её 23 сентября 1975 года (ответственный сдатчик — ныне здравствующий Н. В. Кирейчев, сдаточный механик — А. М. Ижмяков). Спустили лодку на воду 13 августа 1977 года. Уводил корабль в Заполярье капитан второго ранга П. С. Омельченко. В феврале следующего года лодку включили в состав флота. Подводный атомоход прибыл к постоянному месту базирования в Оленью Губу и был включён в состав 13-й дивизии подводных лодок 3-й флотилии Северного флота. Началась морская судьба — боевые службы в Северной Атлантике и глубинах Северного Ледовитого океана.

С 20 января по 1 апреля 1979 года первый экипаж К-496 выполнил первую боевую службу, длившуюся 72 дня! В 1983 году лодка совершила поход на Северный полюс. 11 сентября, в день поднятия военно-морского флага корабля, К-496 его достигла. А на другой день, найдя полынью, всплыла в ста метрах от географической точки полюса! Три года спустя подводный атомоход здесь снова побывал, выполнив две ракетные стрельбы из приполюсного района из-под воды. Произошёл, можно смело сказать, исторический факт: АПЛ К-496 — первый советский ракетный подводный крейсер стратегического назначения, достигший вершины мира и проложивший сюда путь для других подводных кораблей ВМФ СССР!

Устранили течь в ядерном реакторе

Практика показывает, что длительные походы различных кораблей не всегда проходят, как говорится, без сучка и задоринки. Так было в первой автономке К-496 на Северный полюс. Информацией об этом походе поделился бывший командир БЧ-2 капитан второго ранга запаса Валерий Краснолуцкий, работавший диспетчером водного цеха 22 «Звёздочки».

— 8 декабря 1983 года, выполнив задание Родины, мы с победой возвращались в родную базу. К сожалению, радость омрачила серьёзная авария: в кормовом ядерном реакторе произошла течь первого контура. Скажу честно: экипаж не растерялся, не запаниковал — сказалась хорошая выучка моряков, личная выдержка каждого члена экипажа. Корабельные специалисты действовали уверенно, грамотно, поддерживая друг друга не только нужными советами, но и шутками. В течение трёх суток мы устраняли аварию своими силами. Здесь смелость и высокое профессиональное мастерство проявили капитан-лейтенанты Филиппов, Новиков, старший лейтенант Алексеенко, командир 1-го дивизиона капитан третьего ранга Голубев, матрос Дегтярёв и другие. Впоследствии все они были удостоены государственных наград, — с трепетом в душе рассказывал капитан второго ранга запаса Валерий Краснолуцкий.

Примечательный факт: сам он на К-496 служил 15 лет, по его стопам пошёл и сын, служивший в то время капитан-лейтенантом на РПКСН «Карелия». Так рождаются династии в отечественном Военно-морском флоте.

Ремонт подводного ракетоносца доверили «Звёздочке»

К-496 пришла на «Звёздочку» в 1989 году, в непростое для страны и завода время, но лодку надо было обновлять. Ведущим подразделением определили цех 10, которым тогда руководил В. В. Петрушенко, а его заместителем был С. П. Суетин, возглавивший впоследствии этот коллектив, ответственным сдатчиком заказа назначили Л. Д. Абрамова, сдаточным механиком — А. В. Рванцова. АПЛ проекта 667БДР (заводские номера 367, 392 и 376) были последними, которые ремонтировала «Звёздочка». Ответственный сдатчик заказа Абрамов считал, что из всех ранее сданных флоту подлодок эти — самые надёжные при эксплуатации, комфортабельные для экипажа, удобные для ремонта. Так говорил корабел, в активе которого как ответственного сдатчика было десять атомных подводных лодок.

Сдача АПЛ К-496 проходила сложно. Одна из причин — специалисты Военно-морского флота на этой лодке решили проверить работоспособность нового прибора локации, ранее предназначавшегося для надводных кораблей. Экипаж лодки, специалисты, контрагенты «Эры» подтвердили недоработки данного изделия к установке на подводной лодке. В результате был задержан выход К-496 на ходовые испытания. Продолжительное время председатель приёмной комиссии капитан первого ранга Г. Г. Горбов (позднее — контр-адмирал, командир базы на Новой Земле) и командир «Борисоглебска» капитан второго ранга А. И. Лебедев не подписывали приёмный акт, пока не получили решения от командующего Северным флотом. Трудности сдачи заказа были и из-за недостаточного, несвоевременного финансирования работ. Но коллектив «Звёздочки» с поставленными задачами справился. По этому поводу вышел приказ генерального директора, которым была награждена большая группа заводчан, в их числе — специалисты А. В. Дуняков, А. В. Рванцов, В. Н. Саврасов, Е. В. Станкевич, рабочие А. М. Паршев, Н. А. Гулянова, А. С. Гурьев, В. Д. Суворов, В. А. Соловьёв и другие. Окончательно К-496 передали флоту в конце 1992 года.

Показательная стрельба — на отлично!

В начале 1993 года после среднего ремонта на «Звёздочке» К-496 перебазировалась в бухту Ягельная и вошла в состав 31-й Краснознамённой дивизии подводных лодок. Боевые службы и боевые дежурства продолжались. В 1997, 1998 и 1999 годах обновлённый на «Звёздочке» подводный крейсер завоевал призы главкома ВМФ «За ракетные стрельбы», в честь которых на его боевой рубке с обоих бортов были нарисованы крупные звёзды. В январе 1999 года приказом главкома ВМФ АПЛ К-496 было присвоено наименование «Борисоглебск», и под ним подводный ракетоносец снова прославился…

6 апреля 2000 года во время учений разнородных сил флота в присутствии на борту РПКСН «Карелия» Верховного главнокомандующего — Президента Российской Федерации В. В. Путина «Борисоглебск» на отлично выполнил показательную ракетную стрельбу. Командовал тогда кораблём его последний командир капитан первого ранга Н. А. Елезов. По проверенным источникам, в активе одного из лучших подводных кораблей Северного флота более 20 боевых служб, 28 боевых дежурств, шесть арктических походов к Северному полюсу, около 30 ракетных стрельб, три запуска конверсионных ракет — носителей «Волна» с космическими спутниками. На основании данных оперативного управления ВМФ, РПКСН К-496 «Борисоглебск» был признан чемпионом по плаванию подо льдами Мирового океана. Нам ли, корабелам и подводникам-североморцам, не гордиться атомоходом «Борисоглебск», отдавшим служению Родине более 30 лет!

Якорь АПЛ К-496 будет вечной памятью

К сожалению, время берёт своё. В 2010 году «Звёздочка» утилизировала К-496, оставив от неё носовую часть ограждения боевой рубки, которую украшали звёзды. Мне не раз доводилось наблюдать, как проходившие мимо конструкции подводники, замедлив шаг, отдавали честь. Многие заводчане, да и моряки, ожидали, что эта рубка станет достойной памятью о легендарном «Борисоглебске» и займёт почётное место на видной территории Северодвинска. Конечно, её можно было бы установить и на «Звёздочке», но там в районе заводского музея стояла аналогичная с утилизированной ранее АПЛ К-228 проекта 667АУ (заводской номер 461). Также ходили слухи, что ограждение рубки хотел приобрести морской клуб города Котласа, но не получилось. Говорят, не хватило средств для доставки изделия до города. Якобы собирались закупить это уникальное изделие и питерские ветераны-подводники, но и у них по неизвестной причине вышла промашка. Так что трехзвёздная рубка одного из лучших подводных ракетоносцев Северного флота пошла под безжалостный нож гильотины.

И всё же память о «Борисоглебске» осталась. Экипаж передал заводскому музею «Звёздочки» на вечное хранение два Военно-морских флага СССР и РФ, два выдвижных устройства, снимки подводников и самого ракетоносца Всё это выставлено на видном месте и пользуется у посетителей большим вниманием. А завершу этот материал ещё одним добрым фактом. Якорь с утилизированной К-496, ценнейший предмет, приобрёл город Боровичи, что на Новгородчине. А инициаторами действа были ветераны-подводники, проживающие в этом регионе. Их просьба была удовлетворена руководством города. Сегодня якорь «Борисоглебска» стоит на трёхуровневом пьедестале на правом берегу реки Мсты. Несомненно, в День моряка-подводника сюда придут те, кто когда-то опускался в отсеки своих субмарин.

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей