Ну что с того, что я там был…

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2023/02/1-1-20.jpg

Поисковая работа по местам событий Великой Отечественной войны продолжается

Ну что с того, что я там был.
Я был давно, я всё забыл.
Не помню дней, не помню дат.
И тех форсированных рек.
Я неопознанный солдат.
Я рядовой, я имярек.
Я меткой пули недолёт.
Я лёд кровавый в январе.
Я крепко впаян в этот лёд.
Я в нём как мушка в янтаре.
Уже меня не исключить
из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить
от тех снегов, от той зимы.
И с той зимой, и с той землёй
уже меня не разлучить.
До тех снегов, где вам уже
моих следов не различить.

Юрий Левитанский

— Самое главное в нашей работе — это успокоение солдатской души. Найти, признать, восстановить имя, передать родственникам и рассказать — это самый трогательный момент, — так говорят инструкторы и ученики Школы военного археолога и реконструктора.

Стихотворение Юрия Левитанского — одно из самых пронзительных о Великой Отечественной войне — о памяти и забвении. Оно напоминает нам о необходимости поисковой работы, несмотря на то что в этом году будет 78 лет, как война закончилась. Будущих поисковиков в Северодвинске готовят в Школе военного археолога и реконструктора.

По словам Александра Щетнева, руководителя объединения поисковых отрядов Северодвинска «За Родину», идея создания Школы военного археолога и реконструктора появилась давно. Он отмечает, что во многих регионах нашей страны действуют такие школы. Но с развитием в России поискового движения и военно исторической реконструкции, музеев поисковых отрядов стало понятно, что поисковая работа, реконструкция и музейная работа тесно взаимосвязаны. К примеру, вещи солдатского быта и снаряжение, элементы амуниции, которые поисковики находят при проведении экспедиций, доставляются в музей, организуются выставки и создаются реконструкции военных событий. Изучение элементов военной формы, оружия, снаряжения солдат Красной армии и солдат противника — это знания, которые в ходе поисковых работ помогают определять период боевых действий, принадлежность солдата к той или иной армии. Здесь тонкая грань между реконструкцией и военной археологией. Военная археология — научное понятие поисковой работы.

— Нас часто спрашивают: «Кого вы ищите? Пропавших людей, которые ушли из дома и не вернулись?» Военная археология объясняет, что мы ищем следы войны, и поисковая работа нацелена на поиск пропавших без вести солдат. В нашей школе мы изучаем историю событий Великой Отечественной войны и подробно разбираем каждое событие. В средних школах, к сожалению, программу по изучению Великой Отечественной сократили, часов для её изучения очень мало, — рассказывает Александр Владимирович.

Наставники и инструкторы Школы военного археолога и реконструктора стараются дать ребятам дополнительные и более подробные знания по истории. Помогают и мотивируют ребят поисковые экспедиции и военно-исторические реконструкции — это настоящая возможность погрузиться в те события и попытка восстановить их. По словам Николая Семёнова, инструктора школы, ребята изучают историю своей страны, учатся любить и уважительно относиться к ней. Это воспитание сильных и лучших качеств характера, взаимовыручки, готовности прийти на помощь. Здесь, по словам наставников, ребята становятся сильнее, мужественнее и увереннее в себе.

Проект школы придумал Александр Щетнев вместе со своими друзьями — руководителями поисковых отрядов объединения поисковых отрядов Северодвинска «За Родину» и товарищами по военно-исторической реконструкции, в том числе ребятами из ВИК «Северная Двина». Старт проекту был дан в 2021 году, и с каждым годом он набирает обороты, к проекту присоединяется всё больше ребят из разных школ города. Уникальность его ещё и в том, что все занятия в школе проводятся совершенно бесплатно.

Наш собеседник, студент ИСМАРТа Николай Семёнов, пришёл в школу в сентябре 2021 года, после того как принял участие в поисковой экспедиции, организованной волгоградскими ребятами, надеясь найти своего прадеда.

— Руководитель отряда так меня вдохновил, столько интересных историй рассказал! Поисковая работа очень интересна — живём в палатках, изучаем топографические карты, места боевых сражений. В этом году ездил на две недели в экспедицию в Карелию. Наш отряд нашёл останки нескольких бойцов, восстановили имена и передали родственникам для захоронения, — делится воспоминаниями Николай.

В поисковых экспедициях ребята используют много инструментов. Один из них — щуп, с его помощью они исследуют поверхность местности. В Школе военного археолога и реконструктора Николай Семёнов рассказывает ребятам о событиях Великой Отечественной, он уверен, что важно знать даты, места боевых сражений и имена героев, несмотря на то что в Интернете можно всё разузнать.

— Самое главное в нашей работе — это найти и восстановить имя солдата. Это успокоение солдатской души. Когда мы передаём останки родственникам — это самый трогательный момент в нашей работе. Это самый главный результат, ради которого мы туда ездим. Солдат найден, признан, а значит, уже не без вести пропавший, — подчёркивает Николай.

Как рассказывают руководители и инструкторы школы, поисковая работа требует аккуратности и внимательности — за давностью лет все вещи, в том числе и медальоны с именами бойцов, становятся очень хрупкими. Если быть внимательными, то можно понять, как погиб боец, это тоже важно. Все данные заносятся в базу и передаются в центр. Открытие медальона — это целый ритуал, торжественная церемония.

У Николая Семёнова всю войну прошёл прадедушка, он вернулся с фронта, а вот брат прадеда пропал без вести, и в архивах информации не сохранилось.

— Прадед не любил делиться воспоминаниями, думаю, что для каждого из них было очень тяжело и страшно это вспоминать. Таких историй, как у брата моего прадеда, очень много, и я очень хочу помочь людям найти их родственников, — говорит Николай Семёнов.

По словам Николая, поисковый отряд — это одна семья, все хорошо ощаются и помогают друг другу. Карина Лебединцева учится в восьмом классе в школе № 19. В Школу военного археолога пришла с огромным желанием узнавать, помогать и общаться.

— Мне очень приятно туда ходить, это очень интересно, помогаем нашему руководителю Николаю Васильевичу Корепину. Раньше я боялась общаться с другими людьми, много сидела в телефоне, а сейчас у меня есть увлечение и друзья. Очень хочу пойти в поход, — рассказывает Карина.

В поисковой работе важно знать топографическую карту: умеешь её читать — в лесу не заблудишься, говорят инструкторы.

Ребята по совету своих наставников смотрят много документальных фильмов о войне, тренируются и готовятся к летнему походу. Можно добавить, что в школе они проходят основы туризма, альпинизма — вся деятельность связана с определёнными природными и полевыми условиями. Ежегодно команда лучших участников школы выезжает на военно-исторический фестиваль «Заоблачный фронт», где проводится подготовка к поисковым работам и участию в военно-исторических реконструкциях на горной местности. По словам руководителей Школы военного археолога и реконструктора, это одно из самых интересных направлений — сочетание альпинизма, реконструкции, музейной работы и, конечно же, поиска погибших в Битве за Кавказ в период Великой Отечественной войны.

Как говорят ученики школы и их наставники, школа и экспедиции — это лучшее воспитание силы воли, характера и настоящей дружбы. Разговаривая с ребятами, у которых горят глаза, которые проявляют огромный интерес к истории страны, понимаешь, что они и есть настоящие патриоты. Они — неравнодушные представители молодого поколения, которые любят свою Родину и хранят память об отцах и дедах!

Фото из архива школы военного археолога и реконструктора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

Архив записей